Скандалы с ЕГЭ

Последняя приемная кампания побила в России все рекорды по количеству скандалов и неприятных сюрпризов. Впервые все российские ВУЗы принимали абитуриентов по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ), а абитуриенты могли подать свои заявления в неограниченное количество ВУЗов. В результате на одно бюджетное место нередко претендовали сразу по 80--100 человек. Таким образом, российские абитуриенты превратились фактически в "образовательных туристов". Например, одна девушка подала свои документы в столичный ВУЗ сразу на 33 специальности и "прошла" по своим баллам — на 22. Но оригиналы документов в приемную комиссию она так и не подала, нужно полагать, что остановила свой выбор на каком-то другом ВУЗе. В результате процедура зачисления превратилась в настоящий хаос. Некоторые ВУЗы вообще так и не смогли полностью укомплектоваться. Поэтому ректоры высших учебных заведений попросили ограничить количество учебных заведений, куда абитуриенты смогут заявлять свои сертификаты. Согласно проекту приказа Министерства образования и науки РФ, в следующем году абитуриентам разрешат "штурмовать" одновременно только пять учебных заведений и подавать документы не более чем на три специальности. Есть предложение ввести также плату за подачу дополнительных заявлений. К тому же до 1 октября должны быть сформулированы и требования, по которым в следующем году будет проводиться единый государственный экзамен. Не исключено, что Министерство образования и науки разрешит ВУЗам определять пороговые значения по баллам в сертификате по баллам в сертификате не только по профильному предмету. Например, руководство ВУЗа решит, что абитуриентов, набравших менее 50 баллов по математике, они к участию в конкурсе допускать не будут. В текущем году настоящие "сливки" сняли Московский государственный университет и Московский физико-технический институт, где средний балл по математике превысил у новоиспеченных первокурсников 85 баллов.
Вообще ЕГЭ сдавали в 2009 году 930 тысяч выпускников, а максимальный балл набрали только 2336 человек, что составляет 0,2 процента от общего количества. При этом после перепроверки 370 стобальных работ у 25 процентов выставленные баллы не подтвердились. А 2,7 процента российских выпускников не смогли пройти государственную итоговую аттестацию по математике и русскому языку.
Еще один скандал был связан с появлением в интернете нескольких вариантов конторольно-измерительных материалов по математике: абитуриенты, сдававшие ЕГЭ в Магадане, просто сфотографировали их на мобильный телефон и разместили затем во Всемирной паутине. Правда, технологические возможности позволили без проблем установить нарушителей процедуры сдачи ЕГЭ — их результаты экзамена были аннулированы, а на организаторов ЕГЭ , находившихся в аудитории, были наложены административные взыскания. Но осадок, как говорят, все равно остался... А недавно стало известно, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки планирует провести в некоторых российских ВУЗах экзамены для первокурсников по тестам единого государственного экзамена 2009 года, чтобы проверить, насколько адекватно были выставлены оценки. Уже известно, что такие экзамены пройдут в Татарстане, Краснодарском крае, Москве и Воронежской области. Представители Федеральной службы успокаивают, что пересмотра результатов ЕГЭ не будет и никто отчислен из ВУЗа не будет. Главная цель мониторинга — выяснить, как коррелируются результаты ЕГЭ с реальным уровнем знаний. Также в рамках мониторинга будут проверены и те студенты, которые проходили дополнительные испытания в ВУЗах...
— В последнее время многие ошибочно пытаются проводить параллель между российским единым государственным экзаменом (ЕГЭ) и нашим централизованным тестированием, не понимая разницы, — поделился своими мыслями директор Республиканского института контроля знаний Николай Фиськов, к которому обратились с просьбой прокомментировать страсти, которые кипят вокруг российской приемной кампании. — Я лично абсолютно убежден, что объединять одновременно итоговую аттестацию за курс средней школы со вступительными экзаменами — большая ошибка, поскольку при проведении итоговой аттестации используется нормативно критериальный подход, а при абитуриентском тестировании — нормативно ориентированный. Задача нашего ЦТ заключается в том, чтобы распределить абитуриентов по уровню подготовки и сопоставить их между собой, построив наиболее точный рейтинг претендентов на звание студента, а не подтвердить школьную отметку. В белорусских тестах в отличие от российских нет области C, включающей задания, носящих творческий характер и требующих развернутого ответа или сочинения-рассуждения и имеющих повышенный уровень сложности. Задания области С проверяются не компьютерной программой, а педагогами-экспертами, что автоматически увеличивает долю субъективизма при выставлении отметки. То обстоятельство, что результаты ЕГЭ пересматриваются у россиян и в сторону повышения, и в сторону понижения тестовых баллов, объясняется наличием именно заданий области С. Мы от этого, к счастью, застрахованы.