ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ

Когда слышишь разговор бабушки и мамы школьника о подготовке последнего к школе, то практически всегда можно предугадать его содержание: школьные письменные принадлежности, учебники и тетради, одежда и обувь и т.д. и т.п.
Почти не услышишь об интеллектуальной или психологической подготовке ребенка к школе, причем в рамках целенаправленной комплексной программы, не абстрактной или универсальной, а индивидуальной, учитывающей особенности характера, ума и физического состояния организма конкретного школьника.
Все - родители, дети и учителя прекрасно понимают, что обучение в школе принципиально отличается от детского сада. Первый месяц-два учебного года уходит у школьника на адаптацию к новому, гораздо более напряженному ритму жизни, более высокой умственной и психологической нагрузке, резкому уменьшению объема свободного времени, появлению большего числа обязанностей, более определенной регламентации режима дня и более тщательному контролю со стороны родных. Даже 17-летним студентам далеко не всегда легко и просто дается этот период адаптации. Что же говорить о ребенке 6-7 лет?
И чем лучше будет школьник подготовлен у новому учебному году, тем легче для него (отчасти и для родителей) пройдет первая четверть, тем более успешным будет "врабатывание" в учебный процесс.
На что же в первую очередь обратить внимание? На состояние организма в целом, и особенно на нервную систему ребенка. Не забывайте о том, что абсолютно здоровая нервная система имеется только у 20-25% 6-летних детей...
Многие родители могут спросить: "А что остальные, значит, ненормальные?" Нет, речь идет не о больных шизофренией или эпилепсией, олигофренией или психопатией (хотя по совести говоря, они тоже нуждаются в особой подготовке к школе). Хотелось бы в первую очередь дать совет родителям тех детей, которые пока еще в основном здоровы, но имеют те или иные небольшие невротические нарушения.
Прежде чем принимать какие-либо решения и планировать самые замечательные и полезные мероприятия относительно своего ребенка, постарайтесь получить о нем максимум информации и хоть как-то систематизировать ее. Например, внимательно отнеситесь к тому, как он переносит длительную поездки в транспорте, жару и духоту, как часто бывают у него головные боли и головокружение (общая неполноценность головного мозга, но необходимо уточнить - т.е. исключить еще и более специфическую патологию, например, внутричерепную гипертензию, ассиметрию, очаги патологического и эпилептического характера и т.д.); насколько сильно и часто проявляются вспыльчивость и раздражительность, резкие колебания настроения (от хорошего к плохому и наоборот), снохождение и вскрикивание по ночам, затрудненное засыпание и раннее пробуждение, поверхностный сон с частыми пробуждениями, боль в сердце и сердцебиение, неприятные сновидения, пониженный аппетит и сниженное настроение, подавленность и заторможенность умственная, эмоциональная и двигательная (невротические и психопатические явления). В ряде случаев, в зависимости от вида патологии, рекомендуются определенные диетические ограничения в приеме пищи и жидкости, в режиме труда и отдыха, в видах развлечений и спортивных игр, в стиле взаимоотношений с ребенком, в просмотре телепередач и занятиях компьютерными играми и т.д.
Стоит детально выяснить причины частых уединений, если таковые имеют место. Хорошо бы оценить степень общей подвижности вашего ребенка, а также утомляемость физическую и психологическую; уточнить какие виды ситуаций в наибольшей степени раздражают или утомляют, вызывают дискомфорт или выбивают из привычной колеи (косвенные признаки наличия тех или иных психических заболеваний). У многих детей часто бывают различные страхи - темноты, замкнутого пространства и т.д. Желательно подробно представлять взаимоотношения вашего ребенка с его товарищами - сколько у него друзей, кто они, какие общие интересы их объединяют; насколько ваш сын или дочь стремятся быть лидером или занимают пассивную роль ведомого. Небезынтересно представлять и то, насколько ваше детище искренне и откровенно в общении с различными людьми и в том числе с родными (психологические особенности личности с воз¬можной ее деформацией).
Проанализируйте своего ребенка, понаблюдайте за ним, за тем, насколько часто в нем проявляются хвастливость и эгоистичность, насмешливость и жестокость, упрямство и драчливость, капризность и рассеянность, мнительность и лживость, плаксивость и обидчивость. Полученные данные позволят вам понять насколько правильно вы воспитываете своего ребенка и, возможно, приведут вас к выводу, что необходимы принципиальные изменения вашей педагогической методики и ваших взаимоотношений с остальными членами семьи, как и их между собой.
Если вы увидели, что у вашего ребенка достаточно много имеется вышеперечисленных отрицательных качеств, то возможно, что визит к психотерапевту поможет выяснить реальную причину некоторых особенностей поведения школьника. Кроме этого, абсолютно безобидные исследования головного мозга - электроэнцефалограмма, М-эхо-энцефалограмма и осмотр глазного дна (у окулиста) позволят получить весьма ценную информацию об физиологических особенностях функционирования головного мозга вашего ребенка. Много самых различных неправильностей поведения на самом деле возникают как следствие нарушений деятельности основных центров мозга. Только специальная медикаментозная терапия может ликвидировать или уменьшить выявленные нарушения.
При оценке мышления школьника желательно обратить внимание на его логичность и глубину, скорость и неординарность. Попросите (или заинтересуйте для начала) сына\дочь рассказать свои впечатления о фильме, книге или любом событии в его жизни, о чем осталось у него яркое впечатление. Таким образом вы будете развивать навык выступлений перед аудиторией, повышая тем самым его чувство уверенности в себе, снижая тревожность и напряженность.
Хорошо развивают абстрактное и ассоциативное мышление загадки и поговорки, пословицы и "крылатые" выражения. Пытаясь что-то разгадать или объяснить, ребенок выявит свой реальный уровень интеллекта и отдельные свойства своего ума. Некоторые, наиболее сложные выражения, можно объяснить ребенку папе или маме, а спустя некоторое время спросить его о понимании их. Родителям, желающим развить у школьника оригинальное и неординарное мышление, можно посоветовать порешать задачки из специальных сборников упражнений на сообразительность.
Хотелось бы предостеречь родителей от любых крайностей в их отношении к ребенку. Не стоит без необходимости с ним сюсюкаться, но и чрезмерное психологическое давление - тоже не самый удачный вариант поведения. Старайтесь, чтобы подготовка шла без перенапряжения и дискомфорта, используйте побольше игровых элементов.