Ваш ребеночек подрос. Где учиться – вот вопрос!

загруженное (70)

Для начала объективно оцените способности своего дитяти. Самые общие: насколько работоспособен, как быстро схватывает новые для него вещи, способен ли удерживать в памяти большие объемы информации, склонен ли к логическому мышлению и т. п. И когда будете решать, подходит школа или нет, прежде всего исходите из этой оценки. 
Гимназии и лицеи, как правило, отличаются большой учебной нагрузкой. Для ребенка, который медленно (хотя, может быть, хорошо и очень основательно) усваивает новую информацию, это чревато моральными травмами и нервными срывами. Такой ребенок гораздо больше усвоит в обычной школе, где его не будут подгонять.

А вот малышу, который все схватывает на лету, в обычной школе может оказаться скучно (что чревато побегами с уроков, дурными компаниями и пр.). Стоит позаботиться о среде, в которой его способности нашли бы себе достойное применение.
О ЧЕМ ПЫТАТЬ ШКОЛУ?
Независимо от того, отдаете вы ребенка в рядовую общеобразовательную школу или в «крутую», непременно поинтересуйтесь, какие предметы и в каком объеме там преподаются.
Идеальный вариант - когда в начальных классах дается просто хорошее, всестороннее базовое образование. Не стоит ломиться в заведение, где углубленное изучение каких-то дисциплин начинается аж с первого класса. Во-первых, в возрасте 6 лет только у двух процентов детей проявляются склонности, которые позволяют понять, физик у вас растет или лирик. Во-вторых, случается, что в узкоспециализированных учебных заведениях недодают общеобразовательных дисциплин - за счет этого шире преподается профильный предмет. В результате выпускник какой-нибудь суперматематической школы потом не может поступить в обычный технический вуз без дополнительных занятий с репетитором: валится на сочинении.
Многие родители стремятся, чтобы дитя с первого класса (если не с детского сада) учило английский язык. Если вам попадется крайне талантливый педагог с какой-нибудь особой методикой, может, толк из этого и будет. Но в большинстве случаев результаты получаются не те, о которых мечтали родители. Заставить ребенка писать без ошибок хотя бы на одном языке потом оказывается крайне сложно.
Общее правило таково: пока малыш не научился внятно и грамматически правильно излагать свои мысли на родном русском (что к первому классу получается далеко не у всех), "навешивать» на него чужой язык не надо. А если у ребенка проблемы с выговариванием каких-то букв, этого нельзя делать категорически - заговорит на такой смеси французского с нижегородским, что все шарахаться будут.
Еще один важный момент - убедитесь, что в выбранной вами школе ребенка не заучат до позеленения. В первом полугодии четыре урока - максимум. Даже если ваш малыш - вундеркинд и учеба дается ему легко, это еще не повод лишать его детства. Для нормального же среднестатистического первоклассника пять-шесть часов интеллектуального труда - непосильная нагрузка, опасная для здоровья. У детей снижается иммунитет, и они не столько учатся, сколько болеют разными ОРЗ.
Не стоит чрезмерно увлекаться и так называемым дополнительным образованием. Если дополнительно к основным учебным дисциплинам вам предлагают плавание или аэробику - это хорошо. А вот если что-то «умственное» - поберегите малыша.

 

 

КАК ВЫБИРАТЬ УЧИТЕЛЬНИЦУ?

Самое важное в школе - это, конечно, удачная первая учительница. Попадется стерва - и вы уже никогда не объясните ребенку, что учебой его не наказывают за какие-то непонятные провинности.
Но бывает так. что и педагог вроде ничего, и ребенок не разгильдяй. а как-то не складываются у них друг с другом отношения. Дитю скучно, учительница нервничает... Есть такое понятие, как стиль познавательной деятельности. Так вот в идеале этот самый стиль у ученика и у преподавателя должен совпадать. Скажем, если ребенок лучше воспринимает информацию на слух (аудиалист), а учитель постоянно рисует схемы (поскольку сам визуалист и считает, что так понятнее), с дитем придется все уроки доучивать дома.
Как определить, будет ли у педагога с вашим чадом взаимопонимание? Взрослому человеку, если он не профессиональный психолог, это сделать достаточно сложно. А вот шестилетних деток интуиция подводит редко — их первое впечатление, как правило, оказывается самым верным. Так что постарайтесь не только сами познакомиться с учительницей, но и познакомьте с ней будущего школьника. Пусть посидит рядом, когда вы будете беседовать. А потом аккуратно поинтересуйтесь: хочет ли он учиться у этой тети. Если дитя в ответ делает скучное лицо или хмурит лобик, это повод серьезно задуматься. Если же говорит, что тетя ему очень понравилась, значит, почти наверняка все будет хорошо.
Лучше делить класс пополам, чем по полам!
МАЛЬЧИКИ - НАЛЕВО, ДЕВОЧКИ - НАПРАВО?
Пока учебных заведений только для мальчиков или только для девочек немного. Но проблема, что называется, «витает в воздухе».
Если школа имеет религиозный уклон, такое разделение, вероятно, оправданно. В обычном же общеобразовательном учебном заведении оно, на мой взгляд, сомнительно.
Дело в том, что в школе дети не только алгебру с литературой постигают, но и учатся строить отношения друг с другом и с окружающим миром. Школа - в известном смысле прообраз общества, в котором потом им предстоит жить. Когда мальчики воспитываются отдельно, а девочки отдельно - это замечательная подготовка для монастыря. В обычной же жизни таких мальчиков и девочек могут поджидать большие проблемы.
Некоторые педагоги и родители с ностальгией вспоминают дореволюционную Россию, где раздельное обучение было нормой. Но общество с тех пор успело несколько измениться. К примеру, работать наравне и бок о бок с мужчинами тогда не было нормой жизни для жен­щины, а сейчас это факт, с которым нельзя не считаться.
Сторонники раздельного обучения часто приводят и такой аргумент: скорость развития у мальчиков и девочек разная, и интересы соответственно тоже. Но если взять только мальчиков, разброс интересов у них будет тоже крайне велик. Аналогично и с девочками. Да и стоит ли ради более полного усвоения школьной программы обеднять круг общения ребенка, большой вопрос. Ведь преуспевают в нашем обществе прежде всего люди коммуникативные, умеющие находить общий язык со всеми, в том числе и с противоположным полом.
ШКОЛА ИЛИ ЛИЦЕЙ?
Если школы с делением по половому признаку пока экзотика, то на «умных» и «обычных» детей делят сплошь и рядом - так называемое дифференцированное обучение тяжелой поступью шагает по стране. Как водится, имелось в виду сделать как лучше: найти индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его способностей. Получилось же как всегда: зачастую от попыток их «дифференцировать» дети не получают ничего, кроме лишних психологических травм.
Для того чтобы адекватно оценить способности и уровень развития, нужны соответствующие методики и специалисты. Все это у нас только-только появляется. Чаще всего «способными» признают тех, кто к первому классу умеет читать-писать и живо отвечает на вопросы, на основании этой незатейливой информации и принимается решение, учиться ли ребенку в гимназии или в том или ином классе обычной школы.
И еще: практически все наши элитные лицеи, гимназии и спецклассы рассчитаны на определенный тип детей -«аналитиков» с подвижным складом ума. Между тем зарубежные психологи выделяют аж целых семь учебных стилей, которые могут быть характерны для ребенка. Встречаются, к примеру, дети-«кинестетики» - они легко воспринимают информацию в движении, в ходе ролевой игры. Сидеть же за партой и читать учебники им слишком скучно. Хотя способности у таких «нестандартных» детей могут быть гораздо выше среднего, в нашей школьной системе они почти гарантированно оказываются за бортом.
Что же в этой ситуации делать родителям? Понятно, что каждому сейчас хочется дать своему ненаглядному дитяте престижное образование. Но не стоит это делать ценой его здоровья и ударов по психике. Прежде чем тащить ребенка на собеседование в элитную гимназию, изучите ее учебную программу. И сами здраво оцените, насколько его возможности и психологические особенности (в конце концов кто знает ваше чадо лучше вас?) соответствуют тому учебному заведению, которое вы выбрали.
Как определить своего отпрыска в элитную школу?
Прием в большинство школ и гимназий начинается весной. Поэтому ноябрь - самое время вспомнить о том, что чаду скоро пора учиться, и задуматься о его подготовке к грядущим жизненным испытаниям.
Учить нужно тому, что будет необходимо в течение первого года обучения: письму, основам арифметики. В большинстве элитных учебных заведений нынче считается само собой разумеющимся, что эти азы ребенок освоил еще в детском саду.
Очень важно обратить внимание на так называемую мелкую моторику рук - готовы ли детские пальчики к письму? Дело в том, что жизнь наша все более интеллектуализируется, и даже из детских игр компьютер вытесняет лопату. В результате в крупных городах учителя стали сталкиваться с неожиданной проблемой: «первоклашкам»... тяжело держать в руках авторучку - пальчики слабоваты.
Это не означает, что ради укрепления пальцев нужно целыми днями не выпускать будущего школьника из-за письменного стола - отвращение к письму таким образом воспитается раз и навсегда. Полезнее, к примеру, приучить ребенка мыть за собой чашки или стирать собственные носки. Мыло надо удержать в руке, да сам носок скользкий - вот пальчики и укрепятся. А заодно ваше чадо и к хозяйству приучится. Более традиционные способы развития пальцев - занятие аппликацией, лепкой из пластилина, собирание мозаики. Весьма полезны конструкторы - но не с крупными детальками, как в «Лего», а с мелкими (очень хороши были в этом плане отечественные конструкторы - с массой разнообразных маленьких болтиков-гаечек).
Многие родители стремятся, чтоб уже с детского сада их дитя учило бы какой-ни­будь иностранный язык. Вот это как раз необязательно.
Более того, делать это можно только в том случае, если ребенок правильно выговаривает все буквы родного алфавита. (А то бывает, что он русское «р» произнести не может, а его, бедного, уже французскому прононсу обучают - то-то потом логопеду работы!)
Допустим, в педагогическом плане вы с ребенком подготовились к школе по полной программе. Имейте в виду - это только полдела. Не менее важна подготовка психологическая. Она тем более актуальна, если при поступлении в школу вас ждет экзамен или собеседование. Ребенок, которого буквально с улицы притащили на «допрос» к незнакомой тете, может попросту растеряться или застесняться - мамины же рассказы о его будущей гениальности тетя за недостатком времени вряд ли будет слушать.
Проблема часто снимается, если заранее поиграть в экзамен. Хорошо, если в игре примут участие чужие люди - к примеру, другие родители и дети. После нескольких таких игр ситуация уже перестает быть для ребенка необычной, и он легко с ней справляется.
Иногда родители задаются вопросом: а не лучше ли доверить подготовку ребенка заботам профессионального психолога? Действительно, психологи сейчас есть практически при каждой школе. Кроме того, существует масса разных консультационных центров - при отделах народного образования, муниципалитетах и т. п. В некоторых школах и центрах есть и программы, разработанные специально для «дошколят».
Однако стоит иметь в виду: услуги детских консультантов-психологов у нас стали предлагаться недавно, рынок их пока не сложился - и вы можете натолкнуться на специалистов очень разной квалификации. Между тем во всем мире консультативная психология считается областью, которая даже от профессиональных психологов требует специальной подготовки - слишком уж тонкое это дело.
Поэтому, решив прибегнуть к помощи специалиста, обязательно поинтересуйтесь его образованием. И психологическое, и педаго­гическое - для работы с детьми лучший вариант. При этом оно, конечно, должно быть, как минимум, высшим. Психолог-консультант со средним специальным образованием - это нонсенс. Еще больший нонсенс, если консультировать берутся после годичных курсов.
Второй вопрос, который стоит прояснить, - какой стаж у вашего психолога практического консультирования и практической работы с детьми. От мальчиков-девочек, которые только вчера получили диплом о высшем образовании, лучше сразу «делать ноги». На Западе в таких случаях обязательна двухлетняя стажировка: психолог сначала работает при другом, более опытном специалисте, а уж только потом начинает консультировать самостоятельно. Можно, наконец, поинтересоваться и тем, есть ли у психолога какие-то рекомендации. Иметь их он не обязан, но консультанты, которые дорожат своим профессиональным именем, обычно таковыми обзаводятся. И не стесняйтесь обо всем этом спрашивать. Любой нормальный человек, а уж тем более квалифицированный психолог, поймет вас правильно. А если не поймет - наверное, он будет не лучшим помощником вашему ребенку.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: