Требования, которые предъявляет к ребенку школьная жизнь

Современные представления о готовности к школе базируются на анализе того «жизненного мира», в котором оказываются дети в условиях массовой школы. «Жизненный мир» — это понятие, обозначающее среду повседневности, то есть естественной жизни каждого человека. При анализе «жизненного мира» или «жизненных миров» важно не упустить ничего, с чем имеет дело человек в своей повседневной жизни и что может быть для него значимым. Это не только совокупность всех отношений, в которые включен человек, например, па работе, в семье и т. д., но и обстановка, пространство, в котором человек живет. Например, «жизненный мир» человека большого города отличается от «жизненного мира» человека, живущего в деревне или провинциальном центре.
Жизненный мир ребенка-дошкольника отличается от жизненного мира школьника радикальным образом.
Анализ жизненного мира ребенка, который начал ходить в школу, может помочь нам ответить на вопрос, поставленный выше, а именно: какие факторы, помимо когнитивных, оказываются значимыми для успешного обучения в школе? Для такого анализа необходимо увидеть школьную жизнь глазами ребенка и при этом не упустить ничего, что может явиться значимым именно для него, а не для нас, взрослых. Мы не должны переносить на ребенка и его мир то, что кажется важным нам на основе собственного опыта, воспоминаний или каких-то научных теорий.
Для ответа на вопрос, поставленный выше, давайте попробуем живо представить себе, с какими новыми требованиями связана школьная жизнь. Попробуем увидеть школьную жизнь с точки зрения впечатлений и переживаний, которые она может вызывать у ребенка, для которого школьная жизнь представляет собой нечто новое и непривычное.
Представим себе, что ваш сын или дочь пошли в первый класс. В классе, может быть, около 25 детей. Возможно, что в классе есть один или два знакомых ребенка, но остальных детей он или она не знают.
Ему предстоит завязать контакты, найти себе новых друзей и утвердить себя в среде незнакомых детей. Все это требует от ребенка развитых социальных качеств, контактности, способности выдерживать и преодолевать трудные ситуации, напряженные и иногда конфликтные отношения. Для этого требуется высокая степень эмоциональной стабильности и устойчивости к стрессам.
Вы (бабушка, няня) провожаете сына или дочь до школы, затем прощаетесь с ним. Ребенок попадает в среду, в которой он вдруг видит большое количество незнакомых детей и взрослых и он оказывается «самым маленьким». Еще недавно, когда он посещал игровую группу детей дошкольников или играл на детской площадке, он ощущал себя «большим», «уже взрослым» и вдруг он видит, что большая часть детей — учеников, больше него. Такая ситуация может вызвать в ребенке чувство потерянности, одиночества и незащищенности. Чувство гордости — «я уже школьник» — может сменить или сопровождаться чувством неуверенности в себе. Активный в привычной обстановке, уверенный в себе ребенок может замкнуться, стать «тихоней», который в действительности переживает глубокий эмоциональный стресс (зачастую им самим неосознаваемый). Он хочет к маме, но должен почему-то быть здесь. Значит, к готовности к школе относится то, насколько ребенок эмоционально в состоянии некоторое время находиться в новой, непривычной ситуации, без близких взрослых, при большом числе незнакомых людей, один.
Вдруг оказывается, что учительница, к которой, как правило, в младших классах дети эмоционально тянутся и хотят, чтобы она их «заметила», уделила лично им внимание, не может уделить все внимание именно ему, но иногда и даже часто уделяет большее внимание другим детям. Если ваш ребенок как раз не является таким, который постоянно привлекает к себе внимание (тянет одеяло на себя), он может оказаться в ситуации дефицита внимания со стороны учителя, недостаток которого может переживаться им достаточно тяжело.
Учительница дает задания, которые ребенок должен выполнять. Иными словами, ситуация ребенка-дошкольника, когда он мог выбирать, что он делает, и играть в свое удовольствие, изменилась. Какое-то время он должен слушать учительницу, выполнять задания и при этом тихо (неподвижно) сидеть некоторое время за партой, внимательно слушать и смотреть и концентрироваться на выполнении задания. Возможность свободно двигаться в школе существенно ограничивается и потребность в движении не может удовлетворяться в полной мере.
Учительница что-то пишет или рисует на доске, объясняет, показывает или рассказывает. Для того чтобы адекватно воспринимать предлагаемую информацию, ребенок должен хорошо видеть и слышать (телесные предпосылки), находиться в хорошем психологическом состоянии, то есть хорошо себя чувствовать (психосоматическое состояние). Например, если ребенок хочет есть (плохо позавтракал), то бесполезно что-то объяснять или требовать от него участия в учебном процессе. Такой ребенок не в состоянии концентрироваться на учебном задании.
Кроме этого, ребенок должен уметь воспроизводить то, что показывают (учение на модели — метод, широко применяемый в младшей школе); понимать смысл того, что говорится, понимать вопросы и давать осмысленные ответы. Это значит, что он должен мочь некоторое время сконцентрированно слушать и смотреть, у него должны быть развиты мышление и речь до определенной, достаточно высокой степени.