Традиционные типы уроков

К традиционным типам уроков мы относим:
- Урок введения в тему;
- Урок усвоения новых знаний или уроки углубления в тему;
- Урок обобщения и систематизации знаний;
- Урок контроля и оценки учебных достижений.
Каждый тип урока имеет свою структуру, которая инвариантна.
Варьироваться, в рамках комбинированного урока могут этапы урока. Это зависит от целей, которые учитель планирует достичь в процессе урока.
В традиционных типах урока учитель планирует и комбинирует структуру урока, подбирает методы и формы, которые будут способствовать более основательному усвоению знаний и повышению роста знаний каждого ученика.
Важным моментом становится применение учителем современных педагогических технологий. Рассмотрим несколько из них:
Урок в системе проблемного обучения направлен на активное получение знаний, развитие исследовательской или познавательной деятельности, привлечение детей к творчеству. Обязательными компонентами урока являются:
- представление задач в интересных формах, создание проблемной ситуации;
- организация поисковых действий учащихся, работающих над выбранной проблемой;
- направление действий на самостоятельную работу учащихся (поиск гипотез, источников информации, принятия решения).
Урок технологии личностно-ориентированного обучения направлен на определение жизненного опыта учащихся, их способностей, интересов, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности и потребности в самопознании, саморегуляции, самозащиты.
Обязательным для такого урока является следующие этапы:
ориентация - определение темы – проектирование - организация
реализация – контроль – коррекция -оценка
Учитель подает возможные варианты и способы выполнения деятельности, ученики выбирают способ фиксации нового материала и способы выполнения заданий на уроке и варианты домашнего задания.
Урок в технологиях развивающего обучения направлен на развитие всей совокупности качеств личности - знаний, умений, навыков, способов умственных действий, самоуправляемых механизмов личности эмоционально-ценностной и деятельностной-практических сфер).
Ход познания идет от учеников, они наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выводят закономерности. Происходит коллективный поиск, управляемый учителем. На уроке учитель создает педагогические ситуации, в ходе которых ученик проявляет инициативу, самостоятельность. Урок имеет гибкую структуру, которая является насыщенной, познавательно-значимой и проблемным содержанием, используется наглядность, дифференцированные и творческие задания.
Урок в технологиях интерактивного обучения направлен на развитие общения, в ходе которого происходит взаимовлияние учащихся друг на друга. В ходе общения, деятельность учащихся, становится видом активности, ученики развивают свою личность.
Обязательным для такого урока являются:
- Привлечение всех учащихся к работе;
- Стимулирование к активности в работе и организация продуктивной работы в малых группах;
- Подготовленность помещения и соблюдение регламента использования 1-2 интерактивных приемов работы.
Нетрадиционные типы уроков.
К этим типам уроков можно отнести:
- Уроки игры (деловые, ролевые, художественные);
- Уроки сценарии (по примеру ТВ-программ);
- Уроки-поиски (с организацией самостоятельной работы учащихся).
Приведем несколько примеров нестандартных уроков.
Урок-игра
Урок-кроссворд. Этот урок можно посвятить обобщению и систематизации знаний.
Урок состоит из следующих компонентов:
- Формулирование задач в кроссворде;
- Практическое составление кроссвордов;
- Разгадывание заданий;
- Определение ключевых слов.
Во время урока создается несколько малых групп, которые выполняют предложенные учителем задания. Завершается урок подведением итогов работы групп и формулирование общих итогов.
Урок-путешествие посвящается оценке учебных достижений. Класс делится на несколько экипажей, отправляющихся в путешествие. Станции на которых останавливаются ученики совпадают с названиями изученных тем, на которых дети должны выполнять задачи:
- Найти информацию;
- Изыскать примеры;
- Составить схему, график;
- Отгадать загадку;
- Выполнить практическую работу.
Итог работы экипажей, прибывающих в пункт назначения делает жюри или учитель.