Сознание как предмет педагогики

Идеальным объектом педагогики является система «сознание --- знание», которая в процессуально педагогическом плане представляет развивающуюся личность. В системе «сознание --- знание» определяется генотип культуры, ее принципиальная основа, ее праформа, из которой в процессе исторического развития разворачивается все богатство ее духовных форм.
Образовательная система состоит из двух основных подсистем: сознания и знания. Отношение «сознание ----- знание» можно рассматривать как теоретическую модель. Образовательная система - это основная организационная единица образовательного, процесса, воссоздающая некоторый целостный фрагмент культурной реальности и обеспечивающая развитие сознания ученика посредством его синтеза с множеством разноорганизованных культурно – значимых учебных текстов. Поскольку образовательная система, обладает всеми признаками «мыслящего объекта» и является собой субъект интеллектуальной культурной деятельности, ее модель должна, подчинятся принципу симметрии – асимметрии.[22, с. 280].
Действительно, правая часть модельного представления – «знание» - обозначает педагогические знания, получающие субъектом в процессе познания закона природы. Совокупность знаний о законе природы и их представление в форме закона будет тождественно со – знанию. Со – знание субъекта о имеющихся законах в природе и их возможности использования для своего естественного развития способствует организации информации в стройную систему адекватной самой природе. Мировые законы являются разумом и сознанием природы. Из этого педагогику можно определить как науку об организации процессов взаимодействия сознания субъекта и сознания природы, обеспечивающих актуальное развитие сознания субъекта и адекватное понимание происходящего в природе. Цель субъекта педагогической деятельности заключается в том, что его индивидуально-синтетическое сознание проникает и охватывает содержание природы (совокупность, синтез законов) и на этой основе выстраивает логику своего естественного развития. Сознание субъекта может полноценно развиваться лишь во взаимодействии «сознанием природы», т.е. при познании и использовании ее законов. Исходя из того, что идеальный объект педагогики это модель «сознание--- со-знание --знание», то необходимо понять, что такое сознание, какие результаты по проблеме сознания достигнуты в смежных науках с педагогикой. И как можно использовать их для развития педагогической науки. Для начала рассмотрим проблему сознания с педагогической точки зрения.
В монографии «Педагогическое сознание: теория и технологии формирования у будущих учителей» С.А. Днепров пишет: «Применение теоретико-методологического анализа позволило получить следующие данные: до недавнего времени анализ сознания в педагогике ограничивался всего лишь двумя аспектами. Категорию "сознание" педагоги затрагивали либо в узкопрофессиональном плане как одну из профессионально важных способностей учителя (И. Я. Лернер), либо при анализе способности ученика осознанно воспринимать учебный материал. "Почему неразрывная связь категорий " сознание", " воспитание" и " образование" долгое время не была предметом специальных исследований в педагогической науке?". Наверное, главная причина в том, что целостное педагогическое сознание не изучалось вообще.
Однако, в своей книге Гессен С. И., «Основы педагогики: Введение в прикладную философию», практически отождествил педагогическое сознание и педагогику как науку об образовании. Но в науках практических и прикладных (по мнению С. И. Гессена, педагогика относится к числу таких наук) цель сознания не познание, а поступки, деятельность, точнее, нахождение правильной идеи и верного основания для целесообразного действия в определенной ситуации. Из этого следует, цель педагогической деятельности не в "созерцании" теоретического знания, а в его практическом осуществлении. Вначале у детей надо сформировать в сознании практические навыки, потом переходить к передаче теоретических знаний, формированию наклонностей, затем - к развитию души и только в конце - к умственному воспитанию.
И. Я. Лернер в 1985г. определил педагогическое сознание как явление действительности и категорию педагогической науки. Необходимость выделения педагогического сознания в самостоятельную категорию науки, И. Я. Лернер связывал и с проникновением педагогики в семью, с появлением производственной педагогики им т.д.
С.А. Днепров, проводит исследование категории сознания в истории философии, религии и на примерах показывает, как развивалось сознание во времени и пространстве, добавляя при этом термин «педагогическое сознания». Например: «Древнеиудейская система воспитания в сочетании с греческой философией стоицизма послужила основой для складывания в I в. н. э. раннехристианского педагогического сознания. Понимание человека в древнеиудейской традиции как единства духа и плоти объединилось с триадой греческой педагогической антропологии: "тело - душа - ум", породив в результате христианское понимание человека как противоречивое сочетание тела, души и духа. Христос стал восприниматься как Спаситель, Отец, Педагог и Защитник воспитуемого. В христианском педагогическом сознании воспитание есть подражание учителей и учеников Христу, а образование - постижение Истины и Благодати.»
Если мы уберем термин «педагогическое сознание», и заменим его на «религиозное» или «философское», то по большому счету нечего не измениться.
Такой анализ проблемы сознания не чего не дает для педагогики как науки. Смысл данной монографии в том, что педагогическое сознание, обладая всеми функциями сознания вообще, в процессе педагогической деятельности приобретает некую особенность, а именно педагогическую. И помогает субъекту рассматривать окружающую действительность с педагогической точки зрения. Эту мысль можно найти и у других авторов, которые нередко отождествляют педагогическое сознание и мышление в своих работах. Например, Казимирская И.И. «Мышление учителя и пути его формирования», Днепров С. А. «Пособие по автодидактике для изучения педагогических понятий», Б.Лихачев курс лекций «Педагогика», рассматривает термин «педагогическое мышление» не разводя его с сознанием и т.д.