Школа Монтессори: что это такое?

Одной из наиболее распространенных и заслуженно популярных образовательных методик для маленьких детей является школа Марии Монтессори. Если вы хотите узнать, что может школа Монтессори дать вашему ребенку
Как явствует из названия, занятия в школе Монтессори построены на авторской методике. Мария Монтессори – итальянский врач и педагог, к сожалению уже ушедшая от нас (годы ее жизни 1870—1952).
Масштаб ее заслуг перед обществом становится очевидным, если знать, что по решению ЮНЕСКО она наряду с Макаренко причислена к людям, которые задали направление педагогической мысли ХХ века.
Мария Монтессори разработала свою собственную методику развития и обучения детей. Поначалу она работала с детьми, отстающими в развитии.
Первая школа Монтессори была открыта в Риме в 1907 году. В настоящий момент по всему миру работает более 20 тысяч школ Монтессори.
Основные принципы педагогической системы Марии Монтессори
В этой системе все подчинено одному главному элементу –индивидуальности ребенка. Обучение происходит благодаря тому, что у ребенка постоянно поддерживается мотивация учиться и узнавать что-то новое.
Заметили ли вы, насколько такой подход отличен от традиционного? В обычной модели обучения педагог дает информацию, кто-то из детей ее воспринимает и запоминает, кто-то способен воспринимать лишь частично, а мимо кого-то она и вовсе проходит незамеченной.
Школа Монтессори действует по-другому. Здесь руководствуются девизом ребенка «Помоги мне сделать это самому».
Педагог (да и любой взрослый, в том числе и мама) – лишь помощник, ассистирующий ребенку в процессе его самостоятельного обучения. Постепенно взрослый переходит в позицию наблюдателя, а ребенок все делает сам.
Естественно, что дети здесь обучаются в разном темпе – ведь скорость восприятия нового каждым ребенком индивидуальна. Педагоги не устанавливают никаких временных рамок, не подгоняют и не натаскивают. Здесь нет ни поощрений, ни наказаний – только собственная мотивация ребенка, его любознательность и стремление узнавать новое.
Можно выделить несколько важнейших принципов школы Монтессори.
- Как можно раньше научить ребенка самостоятельности в обслуживании себя – одеться, умыться, покушать, убрать свою комнату и т.д. Метод обучения тот же – сначала лишь помогать, предоставляя малышу все больше свободы действий, затем стать просто наблюдателем.
- Стимулировать развитие всех органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса), а также мелкой моторики. Этому служат специальные материалы в системе Монтессори, а в домашних условиях – все что угодно (пуговицы, которые можно перебирать, насыпаемые в посуду крупы или песок, губка для вытирания воды со стола, перекладываемые с места на место бусинки или камешки и т.д.)
- Создать для ребенка специальную среду, доступную и удобную. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, материалы должны быть разложены по полочкам небольших стеллажиков. После занятий ребенок должен убрать все на место – это еще один из принципов, которых придерживается школа Монтессори.
Школа Монтессори: как это выглядит?
- как правило, в одном Монтессори –классе занимаются дети до 3 лет, в другом – от 3 до 6
- ребенок сам выбирает вид деятельности из предложенных вариантов – возможно, сегодня он захочет пересыпать песок из одной емкости в другую через воронку, или пойти попрыгать на фитболе, или расставить маленький фарфоровый сервиз на чайном столике…
- в обучении используется так называемая модель «открытия» — то есть дети сами делают выводы, работая с материалами, а не следуют инструкциям взрослых
- в обучении используются специальные вспомогательные материалы,разработанные Марией Монтессори и ее соратниками
Учебный класс в школе Монтессори имеет, как правило, несколько зон.Каждая из них имеет собственную задачу и чем их больше в Монтессори-группе, тем лучше.
Вот, например, какие зоны можно встретить:
Зона обучения навыкам практической жизни – здесь есть кукольная посуда, утюжок и гладильная доска, рамки, где можно научиться завязывать и развязывать шнурки и бантики, застегивать пуговицы и т.д.
Зона развития органов чувств – здесь можно потрогать разные на ощупь материалы, поиграть на разных музыкальных инструментах, послушать, какие звуки издают разные животные.
Зона активной физической деятельности – здесь может быть сухой бассейн с шариками, мягкие туннели, дорожки из разных материалов, по которым надо пройти, фитболы.
«Мокрая» зона – здесь можно играть с водой и песком.
В школе может быть также организована зона для занятий искусством и танцами, иностранным языком, естественнонаучная зона и т.д.