Репетитор для ребенка – подводные камни частных уроков

Если у родителей есть финансовая возможность нанять ребенку репетитора, то несомненно, сделать это стоит в большинстве случаев. Исключение, возможно, составляют только дети с хорошо сформированной способностью к самостоятельному поиску и обработке информации, и при этом имеющие усидчивый и терпеливый характер.
Для других детей, и отстающих, и хорошо успевающих в школе, частный преподаватель может стать важным дополнительным источником знаний, дополнительно стимулировать к обучению и, что немаловажно, дать ответ на вопросы, которые ребенок стесняется задать на уроке, а значит оказать существенную помощь по физике, математике или иностранным языкам..
Однако, при неправильно организованных занятиях или недостаточной квалификации учителя, уроки с частным преподавателем могут дать и противоположный эффект. Рассмотрим некоторые нежелательные варианты взаимодействия ребенка и репетитора.
1. Учитель чрезмерно позиционирует себя как друга, идет на уступки, желая установить доверительные отношения с ребенком. Такое желание логично и законно, однако очень часто ребенок чувствует в этом слабость и незамедлительно ею пользуется – не выполняет домашние задания, данные репетитором, отвлекает его вопросами, не относящимися к уроку, пытается использовать занятия для выполнения школьного домашнего задания. В результате эффект от занятий ничтожно мал, а иногда даже приводит к ухудшению успеваемости, так как ребенок рассчитывает на помощь репетитора и не слушает объяснения школьного учителя.
При возможности ненавязчивого контроля занятий, родителям желательно обратить внимание на присутствие компонента авторитетности репетитора в глазах ребенка. Если такового нет, можно указать на это преподавателю в личном разговоре, но если он не сумеет исправить ситуацию, то продолжать такие занятия нет смысла - репетитора стоит сменить.
2. Учитель излишне авторитарен, бестактен, ругает ребенка за невнимательность, плохую память, ошибки. При таком подходе у его ученика может возникнуть боязнь к высказыванию своих мыслей, неуверенность в собственных возможностях, замкнутость. Если вы заметили проявления такого поведения, нужно немедленно прекращать занятия. Такой учитель вряд ли сможет сменить свой подход к урокам, да и вернуть доверие ребенка практически невозможно.
3. На занятиях преподаватель игнорирует знания, полученные ребенком в школе, пытается навязывать ему свои методы решения, употребляет другие термины. Поскольку у ребенка новые знания еще не систематизированы (а часто знаний просто недостаточно), то такой стиль занятий приведет к путанице и боязни ребенка применять даже те знания, в которых он был уверен.
Такая ситуация также требует вмешательства родителей, однако вначале им нужно правильно оценить поведение учителя, отличать заведомо непродуктивные способы подачи материала от попыток его привить ребенку гибкость и самостоятельность мышления при использовании нестандартных способов решения, которые зачастую не преподают в школе.
Это только некоторые примеры неэффективных способов организации занятий репетитором. Существует еще много нюансов, например, несоответствие требований к ребенку его способностям, излишняя академичность подачи материала, или же ориентирование только на повышение успеваемости при помощи зазубривания стандартных решений без понимая их сути. Поэтому родители должны внимательно отнестись к занятиям и судить об их эффективности не только по оценкам, но и по реакции ребенка, по его общению с учителем. В противном случае можно не только выбросить на ветер деньги, но и навредить ребенку противопоставлением требований репетитора к требованиям учителей в школе.