Программа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 6—7 лет «Скоро в школу»

При всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Данные занятия способствуют формированию предпосылок для успешного обучения, более целенаправленной подготовке детей к условиям школьного обучения, помогают им строить свои взаимоотношения со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других.
В основе предлагаемой программы лежит личностно ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через это свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность, как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.
В предложенной программе используются игры и упражнения из различных источников (С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, В. М. Минаева, О. В. Хухлаева), используются сказки О. В. Хухлаевой.
Отслеживание результатов развития личности ребенка ведет психолог, он же периодически знакомит с данными исследований педагогов, работающих с детьми, и их родителей (если в этом есть потребность).
Задачи программы:
- Познакомить детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
- Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, интонации и пр.).
- Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
- Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
- Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
- Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
- Формировать умение устанавливать контакты.
- Повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность.
- Развивать умение слушать и понимать других.
- Формировать позитивное отношение к другим.
Организация занятий.
Занятия проводятся с группой, состоящей из 3—6 человек, 2 раза в неделю. Длительность одного занятия — 25—30 минут в течение 4—6 месяцев. Для проведения занятий необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием.
Правила проведения занятий.
- Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей.
- Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа.
- Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься.
- Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие.
- Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности).
- Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.
Методические приемы.
В программу включено много полифункциональных упражнений, которые, с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:
- Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
- Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
- Рисование эмоций.
- Проигрывание этюдов.
- Ролевые игры.
- Сказки и терапевтические метафоры.
- Игры, направленные на развитие произвольности.