Поисковая деятельность учащихся как одна из форм самостоятельной работы.

Готовясь к уроку, учитель решает принципиальный вопрос: как лучше организовать усвоение нового материала - через репродуктивную или поисковую деятельность учащихся. Исследование путей развития познавательной самостоятельности младших школьников показали, что в начальной школе целесообразно использовать пять форм организации поисковой деятельности.
Формы организации поисковой деятельности младших школьников:
- Система познавательных задач;
- Эвристическая беседа;
- Метод аналогии;
- Самостоятельное знакомство с новым материалом;
- Исследовательский метод.
Исследования показали, что критериями отбора учебного материала, который целесообразно осваивать в процессе поисковой деятельности младших школьников, является
- Связь нового с ранее усвоенным материалом;
- Возможность логического членения учебного материала на четкие этапы и элементарные задачи;
- Наличие противоречия между опорными и новыми знаниями;
- Готовность школьников к участию в поисковой деятельности.
Каждая из форм организации поисковой деятельности имеет свои функции в приобретении детьми опыта творческой деятельности. Через систему познавательных задач приемами умственной деятельности совершенствуются умения учащихся анализировать, дифференцировать признаки, выделять главное, обобщать, классифицировать, доказывать. Это - тот исполнительный инструмент, без которого не провести ни одной творческой работы.
Эвристическую беседу иногда называют сократовской. Это связано с именем греческого философа Сократа, который так вел беседы со своими учениками, что они самостоятельно приходили к открытию истины. Этот метод способствует организации частично-поисковой деятельности учащихся, когда они самостоятельно выполняют только отдельные шаги поиска, а целостное решение проблемы достигается вместе с учителем. Поэтому эвристическая беседа доступна и для учащихся слабо подготовленных, которые учатся логически рассуждать на образцах.
Реализация познавательных функций беседы начинается с постановки проблемы, когда создается ситуация необходимости поиска нового знания. Здесь следует специально заострить внимание детей на объекте поиска. Когда проблема сформулирована, учащиеся под руководством учителя отделяют известное от неизвестного, актуализируют усвоенные знания. Это делается для того, чтобы выяснить: можно в этом случае пойти известным путем (тогда проблему решают сильные ученики с места, на основе переноса)или надо искать новые способы.
Сопоставим основные этапы работы учителя и учащихся при эвристической беседе (см. Таблицу 1).
Для структуры эвристической беседы характерно чередование репродуктивных и продуктивных вопросов, побуждающих школьников к напряженной умственной деятельности: осознать противоречие, увидеть проблему, сформулировать ее, выразить разные предположения, определить правильный образ действий.
Чем выше готовность учащихся к участию в поисковой деятельности, тем шире шаги поиска; чем точнее вопрос учителя, тем стройнее структура беседы. Структура беседы - не рядоположна последовательность вопросов и ответов, а их возможную взаимосвязь, исходным моментом которого является проблема - кульминация этого метода, а завершение - развязкой.
Так, вклад эвристической беседы в формировании поисковой деятельности в том, что дети под руководством учителя проходят полный цикл поиска, развернутость которого зависит от уровня их подготовленности и точности вопросов.
Суть метода аналогии в том, что свойства одного объекта выясняются на основе его сходства с другим. В логике установлено, что вероятность полученных знаний на основе аналогии зависит от определенных условий, а именно:
1) количество общих для обоих предметов признаков должно быть как можно больше;
2) общие признаки должны быть существенными и охватывать различные стороны сравниваемых объектов;
3) признак или способ действия, который предполагается у другого объекта, должна быть такого же типа, как другие признаки, общие для обоих предметов.
Рассуждения по аналогии основаны на операции сравнения в форме соотнесения и сопоставления существенных признаков объектов, а сам процесс осуществляется на основе анализа, абстрагирования, синтеза. По уровню творчества различают три вида аналогии: ассоциативная, алгоритмическая, эвристическая.
Ассоциативная аналогия происходит на уровне репродуктивной деятельности, выводы на ее основе имеют ситуативный характер. Но для младших школьников - это доступный и интересный способ формулировки новых выводов, поиска новых признаков, качеств, функций.
Интересные задания на этот вид аналогии дает естественный материал. Например: можно сравнить лес с многоэтажным домом? Почему? Снег, лед, вода - ближайшие родственники. О каких природные явлениях можно сказать так же?
Другие функции в развитии познавательных способностей младших школьников выполняет алгоритмическая аналогия, с помощью которой дети, опираясь на известный способ действия, самостоятельно приходят к выводу о возможности его применения в несколько измененных условиях, т.е. вносят в известный способ определенные изменения.
Высокого уровня самостоятельности мышления требует от учащихся применениеэвристической аналогии. Суть ее в том, что на основе сходства явлений или объектов, которые, казалось бы, нельзя сравнивать, возникают догадки, предположения о способе решения проблемы. Этот вид аналогии требует высокой степени абстрактного мышления учащихся, их аналитико-синтетической деятельности.
Задачи на эвристическую аналогию даются на различных уроках. Особенно целесообразно их использование на уроках математики, окружающего мира, русского языка.
Приведем примеры заданий на эвристическую аналогию уроков окружающего мира:
- Вспомните, как образовались капли на крышке кастрюли с кипящей водой. Подумайте, какое явление в природе можно объяснить с помощью этого опыта. Почему?
Развивающие функции самостоятельного ознакомления с новым материаломпроявляются в том, что оно предусматривает самоорганизацию и выполнение учащимися во взаимосвязи многих учебных действий, направленных на один результат. Самостоятельно знакомясь с новым материалом по учебнику или другим источникам, школьник фактически выполняет несколько соподчиненных задач: определяет цели, вычленяет неизвестное, концентрирует внимание на главном, устанавливает последовательность действий, контролирует их.
Что должно быть ориентиром для учителя в определении материала для самостоятельной поисковой работы?
Это:
1) прочное, сознательное владение учащимися знаниями, на которых основывается новый материал;
2) возможность актуализации опорных знаний через подготовительные упражнения;
3) доступность, четкость изложения материала в учебнике;
4) уровень сформированности умений работать с учебниками, картами, достаточный темп письма и чтения.