ОЛИМПИАДЫ — СОРЕВНОВАНИЕ ШКОЛ

загруженное (12)

Совершенно очевидно, что в олимпиадах заинтересованы в первую очередь Управление образования, РАЙОНО, школа, возможно, даже учитель, но никак не ученик.  Учителю подготовка успешного олимпиадника «грозит» повышением методического уровня и денежной премией. 
Школа тоже заинтересована в высоких местах своих учеников на олимпиадах, ведь это, во-первых, поднимает ее престиж, во-вторых, привлекает дополнительное финансирование, а в-третьих, без этого она не может получить звание гимназии, лицея и т.п., к чему стремится каждый амбициозный директор школы.
Что касается Управлений образования, то на них просто «давят» сверху, и они вынуждены выполнять свою работу.
А какова же роль простого ученика? Он оказывается просто пешкой, марионеткой, которая помогает школе вырваться вперед, победить.

Новый вид спорта


Таким образом, олимпиады потеряли свой первоначальный смысл и превратились в спорт.
Ни для кого не секрет, что часто в олимпиадах участвуют не те дети, у которых есть интерес и талант к какому-то определенному предмету, а отличники, которые отдуваются за всех, участвуя в олимпиадах по пяти-шести предметам (а иногда и больше).
Это происходит потому, что основной целью является не развитие способностей одаренных детей, а получение призового места. Соревновательная составляющая поглотила все остальные.
Конечно, процесс подготовки по каждому предмету отличается, но если говорить о точных науках, то сама схема подготовки к олимпиадам такова, что ученика «натаскивают»  на решение определенных типов задач с помощью специальных методов.
Это означает, что побеждает не тот ребенок, который просто талантливый и может сам вывести метод решения нестандартной задачи, а подготовленный «робот», знающий алгоритмы решения задач данного типа.
Здесь теряется сама идея олимпиады. Получается, какая школа лучше натренирует (именно натренирует, а не подготовит) своего ученика, та и победит. Вот вам и новый вид спорта.
Горький вкус победы

Можно было бы предположить, что хотя бы наш чемпион-олимпиадник получит существенный багаж знаний и станет успешным в жизни, но, увы, это далеко не всегда так.
Дело  в том, что все те алгоритмы и методы, которые он знает, — искусственные. Они созданы для решения конкретных  специфических задач, совершенно оторванных от реальной жизни.
Кроме того, такой школьник умеет только применять готовое, но не находить креативный подход к решению задач.
И еще один минус — это перекос в знаниях. Подготовка к олимпиадам разных уровней, МАНу и прочим конкурсам требует времени, которое обычно находится за счет других «менее важных» предметов.
Таким образом, можно быть призером Всеукраинской олимпиады по физике, но не знать базовых вещей из школьного курса литературы.

А судьи кто?

Приведу еще один факт в пользу спортивной трактовки олимпиад. Из года в год в процессе подготовки участников и проверки олимпиадных заданий участвуют одни и те же люди. Естественно, такая ситуация способствует возникновению неформальных отношений. Как в футболе существуют «договорные матчи», так и в олимпиадных первенствах существуют договорные места.

Напоследок

Все это ни в коем случае не означает, что олимпиады следует отменить. Просто необходимо вспомнить, что они созданы в первую очередь для детей и призваны раскрывать их таланты и развивать способности.
Современный спортивно-коммерческий подход уничтожил олимпиадный дух.
Всем понятно, что сегодня тенденция сближения образования и спорта особо актуальна, особенно в свете слияния соответствующих министерств.
И все же не стоит смешивать эти понятия. Наша система образования и без того имеет достаточно проблем.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: