Нравственное воспитание в школе

Нравственное воспитание ребенка является одной из самых важных задач школы. Под нравственным воспитанием в школе подразумевается процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Нравственное воспитание в начальной школе формирует у ребенка чувство товарищества, глубокое уважение к людям, их труду и активное отношение к деятельности.
Нравственное воспитание в современной школе должно включать в себя:
• Помощь детям развить как интеллектуальные, физические, так и духовные задатки; реализовать склонности и интересы; выработать терпимость к образу жизни окружающих и личные нравственные убеждения;
• Создание условий для развития творческого мышления ребенка, чтобы учащиеся могли удовлетворять свои духовные потребности;
• Обучение пониманию, приему деятельности в коллективе, заботливому и бережному отношению друг к другу и окружающей среде;
• Поощрение уверенности в себе и самовыражения;
• Концентрирование внимания детей на содержании материала.
Для нравственного воспитания в школе очень важны самостоятельные действия ребенка.Если ученик действует только по указаниям взрослых (учителей) и под их наблюдением, то он учится в первую очередь послушанию. Поэтому в нравственном воспитании в начальной школе необходимо избегать того, чтобы давать ребенку только готовые решения. Воспитательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы в нем были ситуации, в которых ребенок должен будет сделать самостоятельный выбор. Школьник должен научиться поступать правильно не только тогда, когда за ним наблюдают или от него требуется отчет.
В процессе обучения ребенок может ошибаться, поступать неправильным образом. В таких случаях учитель должен помочь ему осознать и пережить свою ошибку, исправить поведение, а также немаловажно повлиять на его мотивы, которые вызвали то или иное действие.
Нравственное воспитание в школе должно быть также индивидуальным, чтобы в каждом ребенке проявились его лучшие качества и черты.
Необходимо помочь детям ощутить коллектив как целое и научить их дорожить интересами коллектива. Ребенок должен чувствовать в коллективе, что он защищен от обиды и несправедливости, а также то, что он не безразличен коллективу.
Нравственное воспитание в коррекционной школе
Нравственное воспитание в коррекционной школе имеет не только теоретическое, но также и огромное практическое значение. Умственно отсталых школьников необходимо воспитать так, чтобы они могли самостоятельно вести себя в разных жизненных ситуациях так, чтобы их поведение соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Чтобы сформировать личность в умственно отсталом ребенке, необходимо создать у него правильное осознание своего социального статуса, с уровнем притязаний и самооценкой. Немаловажную роль играют собственная деятельность и взаимоотношения ребенка с окружающими.
Нравственное воспитание в школе должно оказывать систематическое влияние на жизнь ребенка в коллективе, планировать его общественную, трудовую, учебную и другие виды деятельности.
Основной задачей нравственного воспитания в школе является формирование нравственного сознания – длительный и сложный процесс, начинающийся с усвоения элементарных этических представлений и заканчивающийся формированием целостной системы взглядов, которая основана на убеждениях человека. Особенно сложно в умственно отсталых школьниках сформировать диалектико-материалистическое мировоззрение, позволяющее детям правильно оценивать явления действительности, которая их окружает, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и правильно применять на практике.