Можно ли выделить наиболее важный аспект подготовки ребенка к школе?

Нет, нельзя. Готовность к школе — многосторонняя, комплексная характеристика. Здесь и морфологическое, функциональное и психическое развитие ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья, срыву социально-психологической адаптации и не снизят эффективность обучения.
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании возможности принятия новой социальной позиции школьника — положения школьника.
Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами.
Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе (самооценка).
Отношение к школе определяется тем, как ребенок выполняет правила школьного режима, своевременно ли приходит на занятия, как выполняет учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности определяется правильным восприятием ситуации урока, умением понимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками!
❢ Учитель — это взрослый, выполняющий особую профессиональную роль по обучению и воспитанию детей.
Ухудшение отношения к школе может быть связано не столько с трудностями школьной жизни и учебы, сколько с особенностями общения учителя и учеников.
Для развития отношений со сверстниками у ребенка должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать с ними, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми. Степень сформированно личностных качеств, необходимых для общения, в большей мере зависит:
• от эмоционального климата группы детского сада (если ребенок его посещает);
• характера сложившихся взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его обучению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.
Учение в школе для ребенка становится основным видом его деятельности.
Изменяется отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Адекватная действительности самооценка встречается далеко не всегда. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. Результатом могут стать убеждения, что «школа плохая», «учитель злой» и т. д.
Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение — стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности.
❢ Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.
Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит.
Родителям важно знать, как их ребенок готов к принятию новой социальной роли школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего особое положение в обществе, отличающее его от дошкольника.
Для этого выясните, как ребенок относится к:
• школе;
• учебной деятельности;
• учителям;
• самому себе.
Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница.
Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями.
Задавайте косвенные вопросы типа «Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу?»
Возможные ответы: Ребенка могут привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, также привлекательным может оказаться желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.
Ваша задача, как родителей сделать так, чтобы ребенка привлекала школа своей главной деятельностью — учением; например желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа.
❢ Быть школьником — это уже осознаваемая ребенком ступень вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как ответственное дело.
Иногда родители отмечают нежелание ребенка познавать и исследовать. В психологии это называется отсутствием у ребенка мотивации к данному виду деятельности.
Иногда дети говорят, что в школе будут ставить двойки, что программа трудная, а играть будет некогда; это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе («Даже двух слов связать не можешь...», «Там тебе покажут!» и т. д.).
На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети.
Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.
Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут нелегки.
Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
Примерно треть первоклассников не готовы к обучению в школе.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе.
❢ He всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Такие первоклассники ведут себя в школе «по-детски», учатся очень неровно. Есть успехи при непосредственном интересе, при его отсутствии задания выполняются небрежно, наспех. Отсутствие ответственности негативно сказывается на результативности.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя таких детей мало, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут» и т. п.
Причиной подобного отношения к школе являются ошибки в воспитании детей. Часто к этому приводит запугивание детей школой, что очень опасно, особенно по отношению к неуверенным в себе детям («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут», «Как ты будешь учиться в школе, ведь ты же ничего не умеешь» и т. п.).
Совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности.
Учитель оценивает ученика с точки зрения его успехов в учебе и поведении. Оценками учителя пользуются и сами ученики, и их родители.
Ученики оценивают учителя с точки зрения того, хорошо или плохо он оценивает их самих.
Учитель не просто взрослый, который вызывает определенное отношение у ребенка. Он является реальным носителем общественных требований, предъявляемых к ребенку.