Математические игры в 1 классе.

imgpreview (47)

Семилетний первоклассник в школе - эмоциональный ученик. Для него игра, сказка, выдумка - это неотъемлемая составляющая часть жизни. И учитель должен поддержать, пробудить в душе каждого интерес к познанию окружающего мира, зажечь огоньки детской мысли и творчества.

Для детей 1 класса математическая игра является привлекательной формой деятельности. Она дает ребенку информацию об окружающей действительности, предметах и их свойствах, явлениях, закономерностях, законах природы и общества, о человеке и, наконец, о самом себе.

Игра - творчество, игра - труд. Именно в играх начинается непринужденное общение ребенка с классным руководителем, возникает взаимопонимание между учителем и учеником. У детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно, в них развивается внимание, память, стремление к знаниям. Удовлетворяя свою естественную неустанную потребность в деятельности, ребенок, играя, «приобретает» в воображении то, что недоступно ему в реальной жизни. Увлекшись, он не замечает, что учится - познает, запоминает новое, ориентируется в необычных ситуациях, переносит и углубляет приобретенный ранее опыт, пополняет запас представлений, понятий, развивает фантазию.

Как известно, игра - один из самых эффективных средств возбуждения у учащихся интереса, положительных эмоций, развития фантазии, мышления, формирования понятий, выработки интеллектуально-практических умений и навыков, воспитание самостоятельности, настойчивости, расширение кругозора и т.д.

В игровой деятельности наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности каждого школьника. Игровые ситуации позволяют учителю легко привлечь внимание учащихся и в течение достаточно длительного времени поддерживать их интерес к важным и сложным предметам, свойствам и явлениям, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание детей не всегда удается. Например, однообразное решение примеров утомляет их, вызывает безразличие к учебе. А уже решение этих самых примеров во время игры «Кто быстрее?», становится для детей увлекательным, интересным.

Дидактические игры на уроках математики можно использовать для ознакомления детей с новым материалом, его закрепления, повторения ранее изученного, для полного и глубокого осмысления и усвоения полученных знаний. Игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, подбирать задания, посильные для каждого ученика, максимально развивать детские способности, они способствуют решению поставленной задачи.

Учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют предметы по определенным признакам, абстрагируются от несущественных признаков, делают обобщения, они учатся выражать мнение в связной и понятной форме, используя математическую терминологию.

Создавая игровую ситуацию, согласно содержания учебного материала, учитель четко планирует деятельность учащихся, направляет ее на достижение поставленной цели. Подобрав занятие согласно программе, он придает ему игровую форму, определяет соответствующие действия. Собственно игровой замысел, побуждает учащихся к участию в игре, и составляет ее основу.

Важно заранее подготовить дидактический материал для игры, продумать последовательность игровых действий, организацию своих воспитанников, продолжительность игры, ее контроль и суммирование. Математические игры для 1 класса рекомендуются на каждом уроке, когда ученики еще не привыкли к длительной, напряженной, чисто учебной деятельности и быстро утомляются. Во время игры они отдыхают, поскольку проходит умственное напряжение.

Игры, предлагаемые в начале урока, должны возбуждать мысль ученика, помогать ему сосредоточиться и выделить самое важное, нацелить на самостоятельную деятельность. Иногда на игре строится весь урок.

Однако замечу, что отдельные игры слишком возбуждают эмоции детей, надолго отвлекают их внимание от основной учебной цели занятия. Ведь семилетние школьники еще не умеют управлять своими эмоциями, произвольно переводя внимание, сосредоточиваться в нужный момент. Поэтому игры, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение, желательно практиковать только в конце занятия.

Чтобы игровая деятельность на уроке была эффективной и давала желаемые последствия, обязательно следует управлять ею, соблюдая следующие требования:

1. Проводить игру только тогда, когда каждый ученик обеспечен необходимым дидактическим материалом, четко осознал цель и последовательность действий.

2. Результат игры должен быть понятным каждому ребенку, непременно оцениваться, а ход ее контролироваться учителем.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка, когда она обнаруживает неумение (обидные сравнения, насмешки и т.п.).

4. Четко объяснять содержание игры, ее правила, избегая многословия.

5. Если игра сложная, нужно проводить ее поэтапно, чтобы учащиеся поняли и усвоили сначала отдельные действия, а поэтому игру в целом и различные ее варианты.

Весь игровой материал необходимо четко систематизировать и сгруппировать таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Например, мелкие предметы (цифры, знаки, монеты, кружочки, квадратики и т.д.) следует хранить в коробках с надписями или изображениями этих предметов. В конвертах - плоские геометрические фигуры, рисунки различных предметов и т.п. Их тоже нужно подписать или сверху наклеить соответствующее изображение. Целесообразно рассадить учеников (сделать это незаметно, чтобы они даже не догадались, что учитель к слабым относится с недоверием) так, чтобы за каждой партой сидели сильный ученик и слабее. А уровень знаний и умственного развития детей в рядах парт должно быть примерно одинаковым. Тогда шансы выиграть будут иметь ученики каждого ряда.

Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремлена. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д.. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.

Учитель все время контролирует деятельность класса, направляет игру, поощряет вопросами или репликами, незаметно поддерживая слабых детей, ободряя их, предотвращая возникновение конфликтов и тому подобное. Не следует увлекаться лишь дидактической целью игры, недооценивая ее воспитательного значения, потому что это приводит к тому, что ученики начинают хитрить, добиваясь успехов нечестным путем, не соблюдая правил игры, пренебрегая интересами коллектива. В зависимости от обстоятельств учитель должен найти время и указать ученику на такие проступки, объяснив, к чему это может привести (ухищрения, недобросовестное выполнение своих обязанностей). Однако не стоит прибегать к длительному морализаторству.

В игре обязательно участвуют все ученики класса. Поэтому задачи следует подбирать короткие и посыльные, избегая однообразия, предотвращая образование очереди игроков (чтобы включиться в игру), поскольку это снижает интерес, утомляет детей.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: