Какую школу выбрать: государственную или частную?

загруженное (16)

Взрослые могут сколько угодно сетовать на страну или город, в котором живут. Но будут всегда защищать школу, в которой учится их ребенок. Признать, что ребенок учится не там, где должен бы, значит признать свое родительское поражение.

Школа – это всегда лотерея и сложный выбор. Бывает, в супермаркете запутаешься, какой товар лучше выбрать: этот нахваливает реклама, этот вроде бы экологически чистый, у этого упаковка больше, а на этот распространяется скидка… Что уже говорить, когда идет речь об образовании ребенка, которому стремишься дать все лучшее в жизни. Есть образовательные рейтинги, но объективны ли все они? Есть советы знакомых, но ты не разделяешь их педагогические методы. Есть интернет-форумы родителей, где поливают грязью всех и вся, или откровенно агитируют в интересах того или другого заведения. Но так или иначе стоит принципиальный выбор: выбрать государственную или частную школу. На собственном опыте попробовала оба варианта на этапе начального образования и сделала выбор в интересах последней. Потому что частное учебное заведение имеет, по меньшей мере, пять весомых преимуществ перед обычной государственной школой:

1. Индивидуальный подход. Как правило, в частных школах, небольшие по численности классы, а это автоматически значит, что учитель уделяет больше внимания каждому ученику. На практике это выглядит так: в государственном заведении за неделю моя дочь могла иметь лишь 2-3 оценки, тогда как в частном она имеет их ежедневно. Больше ответов на уроке, больше оценок, больше и ответственность ученика, это делает невозможным сценарий «совковой» школы: сегодня спросили – завтра пронесет. Учитель в частной школе проводит больше времени с детьми (напомню, идет речь о начальной), потому что именно он в, так называемой, группе продленного дня занимается с ними. В государственном заведении выглядело так: группа продленного дня существовала, но ее вел отдельный педагог, неизвестный детям, к тому же родителям на собраниях рекомендовали: делайте уроки с ними сами, потому что такие занятия желаемого эффекта не дают. В частных школах действует система поощрений типа звания «ученик месяца» — это является хорошей мотивацией и порождает здоровую конкуренцию среди учеников. В государственных школах практикуется советская традиция выдавать грамоты в конце учебного года. С учителем в частной школе родители могут общаться ежедневно, в государственной это выглядело так: «родительский день» — четверг, остальное время на учителя нужно «охотиться», сам он встречаться с родителями не стремится.

2. All inclusive. Большинство родителей стремятся развивать детей на внешкольных занятиях. Возникает проблема со временем: ребенка нужно отвести и забрать с занятий – немало времени, ввиду того, что родители в основном люди работающие, и не могут полдня посвятить походам в кружок, даже если он территориально не слишком далеко находится. Частная школа построена по принципу, чтобы дети учились, развлекались и дополнительно занимались в одном месте. Кружки входят в стоимость учебы (об этом чуть позже) и ребенок имеет возможность посещать кружок, не оставляя стен своей школы.

3. Меньше лжи. Современная государственная школа приучает детей к двойным стандартам и лжи. Образование, мол, бесплатное, но сдавайте деньги на ремонт, на новые учебники, подарки ко дню учителя, юбилей физкультурника, охрану…. Обо всех этих статьях расходов дети осторожно карандашом записывают в дневнике, родители читают и вытирают этот «месседж», так как поборов в школах де-юре не существует, то и упоминаний о них быть не должно. Администрация школы не позволяет увеличивать количество уроков больше шести в день, но программа по английскому предусматривает больше часов, поэтому дополнительное занятие оформляют как факультатив, но посещаемость должна быть 100%, то есть добровольно принудительно. В частной школе не существует дополнительных поборов – с цены никто не делает тайны и единственное, за что придется доплачивать – экскурсии, что в принципе логично. Ребенок понимает, что за его учебу платят и родители мотивируют это стремлением дать лучшее образование. В государственной школе ребенок просто становится частью коррупционной схемы и с первого класса учится воспринимать это как должное.

4. Настроенный быт. Простенькая, казалось бы, задачка: почему в среднестатистической государственной школе, где учится около 500 учеников, ежегодно родители сдают «кругленькую» сумму в год, но само по себе здание выглядит как полузапущенная казарма, а на установление новых окон собирают деньги дополнительно? Подсказка: директор в канун первого сентября покупает себе новенькое авто. Рацион питания таков, что дети дома рассказывают какие-то гастрономические ужасы. В коридорах полумрак, а спортивный инвентарь обновляется лишь к выборам, когда в школу пожалует щедрый кандидат. В частной школе ребенок чувствует себя уютно, вкусно накормлен, занимается в хорошо оснащенном спортзале и в современном, должным образом обустроенном, компьютерном классе. Классы хорошо отапливаются, дети ходят в сменной обуви, территория около частной школы хорошо убрана и надежно охраняется.

5. Ориентир на качество, а не на бюрократию. Администрация школы и каждый отдельный учитель в государственном заведении живет в постоянном стрессе: что скажут в городском отделе образования, что лучше показать во время очередной ревизии, как бы так подрехтовать общую картину успеваемости учеников, чтобы сверху лишний раз «не жучили». Жертвы всего этого — наши с вами дети — это же их используют для показухи, «подтягивают», чтобы позаботиться о «чести школы», учат говорить правильные слова проверяющим. Педагоги государственных школ – это такая же замкнутая каста, как скажем, военные или милиция. Во всех этих кругах умеют очень тщательно замалчивать любые инциденты и выгораживают «своих» до последнего. Если послушать официальные отчеты, то в армии никогда не было дедовщины, в милиции никогда не истязали людей, а учителя никогда не били детей. Хотя поговорив с человеком «изнутри», всегда убеждаешься в обратном. Частные школы в меньшей мере ориентированы на показуху, они так или иначе существуют по законам рынка: здешним преподавателям выгоднее заботиться об имидже заведения, чем о создании впечатления на чиновников. Если школа будет иметь доброе имя, она получит популярность, а следовательно и деньги. Далеко не каждый педагог из государственной школы может переквалифицироваться в преподавателя частной – вопрос не в знаниях или опыте, вопрос в искривленных установках: учитель, ориентированный на показуху, «прогибы» перед начальством и «вытягивание» денег у родителей, вряд ли будет иметь хороший имидж и карьеру в частном заведении.

Рядом с целым рядом преимуществ частное образование имеет и свои недостатки, умолчать о которых не имею морального права.

1. Дорого и очень ответственно. Стоимость образования в частных школах колеблется от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов в месяц. Да еще и в некоторых заведениях предусмотрена оплата на квартал вперед, что вынуждает родителей аккумулировать достаточно кругленькие суммы. Нужно понимать, что учеба в частной школе – это как ипотека, которую придется выплатить. В стране, где потерять работу легко, а социальных гарантий – нуль, достаточно сложно планировать финансирование семейного «образовательного проекта». И всегда остается понимание того, что собственная неплатежеспособность и возвращение ребенка в государственное заведение – это серьезное поражение плюс незаурядная демотивация к учебе. Да и цены на учебу имеют свойство расти.

2. Мажорство. В государственной школе меня немного смущал тот факт, что мой ребенок из семьи достаточно скромной, по столичным мерками, был единственным в классе, который хотя бы раз (!) в своей жизни была за рубежом. В частной школе «социальный состав» другой, но я не считаю это существенным преимуществом. Скорее наоборот. Маленькие мажоры, воспитанные родителями в соответствующем духе, воспринимают учителя как часть обслуживающего персонала вместе с водителем, поварихой, уборщицей, — если папа (мама) им платит, то чего с ними церемониться? Если мажорные родители решили поехать среди учебного года в какое-то путешествие всей семьей, то школа лишь молча воспринимает этот факт и терпит. Для ребенка, который легко попадает под влияние сначала может быть трудно быть рядом с «мажорами», особенно если она воспитана в других традициях. «Мажорство» — явление характерное, но не массовое, в классе из десяти учеников, как правило, 1-2 «мажорчика».

3. Тепличные условия. Благоприятная атмосфера учебы, хороший быт, доброжелательные учителя и насыщенная интересными внешкольными занятиями жизнь, имеют и обратную сторону медали. Ребенок, который растет в таких «тепличных» условиях, впоследствии может стать не способным на сочувствие ближним, охладевает к процессам, которые происходят в обществе и концентрируется на собственном успехе в уютном микроклимате частной школы. Но это уже вопрос скорее к родителям, чем к учебному заведению: стремятся они, чтобы ребенок рос в улучшенной среде или делать время от времени прививку «суровой реальности». Школа, какой бы хорошей она не была, все равно оставляет огромное поле для родительских педагогических «маневров».

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: