Как правильно подготовить ребенка к обучению в школе

Перед родителями обычно возникает множество типовых вопросов. В каком возрасте следует начинать систематическое школьное обучение — в шесть или в семь лет? А может быть, лучше подержать его дома до восьми? Справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить его к школе и как помочь ему преодолевать школьные трудности?
Разумна ли подобная тревога родителей? Да. Тревога разумна: от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, во многом зависит успеваемость ученика в течение всего школьного обучения. И, что важно, именно в первые годы учебы формируется отношение ребенка к школе и к обучению. По большому счету, это модель его будущей жизни.
Если первые шаги в школе оказываются удачными, если ученик слышит похвалу такого значимого для него человека, как учитель, — это становится для него мощным стимулом учиться, стараться, проявлять себя с лучшей стороны. Позитивный опыт закрепляется, становясь надежным фундаментом в подготовке к профессиональной деятельности и мироощущения ребенка.
Каждый из родителей считает, что его ребенок готов к обучению в школе. Но каждый из них оценивает ребенка исходя из своих субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребенка читать, писать и считать; для другого — сообразительность, способность хорошо решать логические задачки, начитанность; для третьего — способность сосредоточиваться на определенном деле и выполнять его по инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвертого — контактность ребенка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости. Конечно, все это важно. Но это одна сторона: ребенок и его особенности развития. Но важен и тип школы, и личность учителя. Каждый учитель ждет определенной готовности от ученика. И есть другие ученики, его сверстники, с которыми тоже нужно быть готовым к контактированию и совместным учебным действиям.
Итак, нет готовности вообще, а есть готовность определенного ребенка к определенным условиям обучения с определенным учителем и школьным коллективом по определенной программе обучения в конкретной школе.
Отметим, каков средний уровень развития ребенка к началу обучения в школе.
Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы еще неустойчивы, ситуативны. Ребенок не всегда осознает изменения своего социального положения. Поэтому целесообразнее начинать обучение с 7 лет.
Д. Б. Эльконин подчеркивал, что переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрешиться путем такого перехода.
К 5-7 годам складываются и сохраняются в своей индивидуальной специфике следующие ценностные потребности:
• заниматься общественно значимой деятельностью (учение);
• общение со сверстниками;
• быть хорошим, достигать успеха;
• утверждать себя через отношение к себе окружающих и через качество выполняемой деятельности.
От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, учебные успехи, психологическое самочувствие.
Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, развития психических процессов и личности.
Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости.
Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Кроме физической готовности к школе, необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Ее составными компонентами являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая.