Как помочь адаптироваться «домашнему» ребенку к школе?

загруженное (82)

Первые школьные месяцы – безусловно, сложный момент для любого ребенка. Меняется распорядок жизни, появляются новые требования к малышу, которым тот обязан соответствовать… Но наибольшим стрессом начало школьной жизни становится для «домашних» детей, никогда не ходивших в детский сад. Адаптация к школе для такого ребенка осложняется тем, что малыш попросту не знает, как вести себя в детском коллективе, как найти себе приятелей, как не выглядеть «белой вороной»…

 

 

Можно ли помочь ребенку адаптироваться к школе? Конечно! В помощь родителям «домашних» первоклассников – эта статья на сайте sympaty.net!

«А как же я без мамы?!»

«Домашние» дети чаще, чем «садовские», ждут первого в их жизни звонка как чуда – школа воображается им совершенно иным прекрасным миром, где все непременно будет замечательно!

А вот те малыши, которые успели вкусить «прелести» детсада – в том числе общение с другими детьми, необходимость соблюдать дисциплину, отсутствие рядом родителей и т.д., уже приблизительно догадываются, что их ждет все это же самое, только немного посложнее и посерьезнее!

Но вот наступает «день Х» (первое сентября, то есть!), и… «домашний» первоклассник наотрез отказывается остаться в классе с учительницей и одноклассниками – мама-то уходит! На целых четыре урока! Горькие слезы и вопли «хочу к мааамееее!!!» педагоги выслушивают целый день, но остается надежда – может быть, это с непривычки, и уже завтра ребенок начнет адаптироваться к школе спокойно и без истерик?

Но, увы – уже 2-го сентября от желания идти в школу не остается и следа, ашкольные часы превращаются для «домашнего» ребенка в мучительное ожидание:  когда же его заберут домой?

И так может продолжаться довольно долго – малыш совершенно не пытается найти что-то интересное для себя в школьной реальности, все его мысли заняты ожиданием прихода мамы! Отсюда – невнимательность на уроках, нежелание общаться с одноклассниками, общее состояние тревоги и подавленности…

Как помочь ребенку адаптироваться в школе и выйти из такого состояния?

Некоторые родители решаются на «шоковую терапию» (а педагоги их в этом поддерживают) — за «бесконечное нытье» ребенка ругают и даже наказывают, вполне естественную для такого ребенка тоску по маме и дому объявляют позорной, непозволительной для человека в шесть лет, а любые попытки связаться с родителями по телефону немедленно пресекаются!

Но… ситуация усугубляется! Малыш решает, что его подозрения верны: школа – это карательное учреждение, ставящее целью разлучить его с родителями! Может, вскоре первоклашка и перестанет рыдать прямо на уроках (ведь за это ругают), но общее отрицательное отношение к школе закрепится у него надолго

Однако этого можно избежать.

Поговорите с классным руководителем – объясните ей ситуацию, попросите ее не ругать вашего ребенка за то, что он расплакался или попросился выйти, чтобы позвонить домой. При индивидуальном подходе(что, конечно же, непросто для учителя, под чьим контролем находятся еще 20-30 шумных шестилеток) педагог должен просто успокоить ребенка, побеседовать с ним спокойным, ровным тоном, отвлечь его внимание на что-то интересное (например, на учебный материал)…

От учителя успешная адаптация ребенка к школе зависит на добрых 50%!

А что же говорить самому малышу? Объясните ему, что вы его ни в коем случае не разлюбили, и школа – это место, где ему может быть гораздо интереснее, чем дома!

Снабдите ребенка мобильным телефоном (пусть самым простым) и договоритесь, например, что вы ждете его звонка каждую перемену. Если малыш потерпит и не станет звонить одну из перемен – его будет ожидать маленькое вознаграждение.

В то же время не ругайте и не стыдите ребенка, если он все же позвонит в «неусловленное» время, во время урока – просто скажите ему, что слышите его, очень любите, но сейчас ему лучше сосредоточится на учебе. Когда ребенок поймет, что мама о нем не забывает и всегда готова вникнуть в его тревоги, то он успокоится, и частота звонков снизится!

Старайтесь никогда не опаздывать, приходя за малышом после уроков – пять минут вашего опоздания могут стать большим стрессом для него!

«Почему они со мной не дружат?!»

Адаптация ребенка к школе – это и адаптация в детском коллективе. Для «домашнего» ребенка коллектив сверстников, конечно же, так же важен и нужен, как и для выпускника детсада. Но если «садовский» ребенок уже отлично знает, как стать своим в детской компании, то «домашнему» малышу еще предстоит овладеть этим искусством!

Не все «домашние» дети некоммуникабельны – у многих общительность и открытость заложены от природы! Такой ребенок без стеснений знакомится с другими детьми на детских площадках, и  ему несложно будет адаптироваться в школе!

Но если ваш малыш отличается застенчивостью – прорепетируйте с ним некоторые типичные ситуации заранее: как спросить у соседа по парте, как его зовут, как подойти к группе ребят и заговорить с ними, в какие игры можно предложить поиграть на переменке и т.д.

Но бывает, что детский коллектив обходит стороной «домашнего» ребенка, если тот застенчив и общим поведением как-либо отличается от большинства детей. Иногда это отличие может быть даже в лучшую сторону – ребенок лучше воспитан, не склонен к «расталкиванию локтями», а может, просто не знает какого-нибудь модного мультика…

В этой ситуации родителям не стоит внушать ребенку мысль «Дураки они все, а ты у меня самый лучший!».

  • Во-первых, осознание собственного отличия или даже превосходства адаптации ребенка в школьном коллективе совершенно не способствует.
  • Во-вторых, существует риск вырастить «маменькиного сынка», который и не будет искать общества сверстников – ему вполне хватит мамочки, которая всегда похвалит и не оттолкнет!
  • В-третьих, дети не дураки! Какими бы бестолковыми на взрослый взгляд не казались их увлечения и игры, они имеют смысл – для вашего ребенка гораздо полезнее поучаствовать в этой самой глупой игре вместе со всеми, ведь он вынесет урок товарищества, действия в команде, «чувства локтя»!

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: