Как научить ребенка читать

Большинство детей начинает читать примерно с 6 лет, когда идут в школу, но некоторые родители чувствуют в себе силы и желание ускорить этот процесс и начинают осваивать азы чтения с 2-х, 3-летними малышами. Как же научить ребенка-дошкольника читать и вместе с тем не отбить у него тягу к чтению на всю жизнь?
В данной статье мы приводим несколько стратегий, которые могут быть применимы для детей всех возрастов. Однако, не пытайтесь их применить все сразу – ребенок просто не осилит такую нагрузку. Эта информация должна быть применена вами, когда вы увидите, что ваш ребенок готов воспринять ту или иную методику.
Также, хоть представленные стратегии и перечислены в определенном порядке, не следует воспринимать их как последовательные шаги в обучении чтению. Порядок расположения не является также и порядком по важности. Все вышеперечисленные стратегии равноправны и дополняют друг друга, а вы должны выбирать то, что больше подходит именно вашему ребенку.
Читайте ребенку
Раннее обучение чтению это действительно процесс, который начинается в младенчестве. Начинайте читать вашему новорожденному малышу с первых дней его жизни. Этот ритуал станет не только особым видом общения между вами, он приучает малыша к книгам, учит внимательно слушать особые интонации вашего голоса, которые возникают, когда вы читаете. Ребенок испытывает наслаждение, когда вы читаете ему первые стихи и сказки, что является одной из самых важных причин успеха в дальнейшем обучении чтению. Если ребенок не привык с самого раннего возраста получать удовольствие от чтения, это, скорее всего, будет препятствовать развитию его личных способностей.
Насколько ваш ребенок будет любить книги, полностью зависит от вас и вашей семьи. Стремитесь читать хотя бы 5-10 минуты в день, даже тогда, когда ваш ребенок еще очень мал. Когда он становится немного старше и может сидеть, сделайте традицией вашей семьи читать по крайней мере 20-минут каждый день.
Вот несколько предложений, какие типы книг могут быть интересны вашему ребенку в зависимости от возраста. Но помните, что рекомендации носят общий характер и вы можете читать все, на что ваш ребенок реагирует и что доставляет ему наслаждение!
- От рождения – до 1 года: Колыбельные, потешки, альбомы с реальными изображениями окружающего мира (животные, растения, предметы, геометрические фигуры), тканевые книги с различными текстурами, книги со звуками.
- 1 год-3 года: Книги сказок, сборники песен, рассказы, поучительные истории
- 3 года-5 лет: Знакомим ребенка с букварем, иллюстрированные книги, стихи, познавательные и развивающий книги
Задавайте вопросы
Когда читаете, задавайте вопросы – это не только поощряет вашего ребенка взаимодействовать с книгой, но также очень эффективно для развития способности концентрироваться на прочитанном, выделять суть и выражать ее словами.
Поймите, что главной целью чтения является способность понять прочитанное и именно эту способность и нужно развивать в первую очередь. Бывает так, что даже дети, демонстрирующие высокую скорость чтения, практически не улавливают смысл прочитанного. Если ребенок не может понять, что он читает, то нет смысла к чтению вообще!
Чтобы такого не случилось, необходимо задавать ему вопросы, например: "Это кот?", - указывая на фотографию кота. Когда ребенок станет старше, попросите его, указать на предметы в книге и самостоятельно назвать их, а также воссоздать звуки, которые произносят животные, которых он видит в книге.
Как только ваш ребенок достигнет 2-3-летнего возраста, вы должны уже задавать более сложные вопросы до, во время и после чтения книги. Покажите ребенку обложку книги и спросите его: «Как ты думаешь, о чем мы сегодня будем читать?». Во время чтения, спросите его, как он думает, что произойдет и почему он так считает, как по его мнению поступит конкретный персонаж. Если персонаж испытывает определенные эмоции (радость, удивление, страх, разочарование) – поговорите с ребенком об этом: испытывал ли он такие же эмоции, чем они вызваны. После прочтения книги спросите ребенка, сбылись ли его предсказания относительно содержания книги, высказанные им в самом начале перед прочтением. Затем, попросите его рассказать вам, что происходило в книге.
Применение каждого из этих методов во время чтения вслух является отличным способом для увеличения понимания прочитанного!
Будь хорошим примером
Даже если ваш ребенок увлекается книгами с самого раннего возраста, его увлечение быстро сокращаться, если он не видит чтения в своем доме. Если вы не заядлый читатель, сделайте сознательное усилие, чтобы ваши дети видели вас читающими в течение, по крайней мере, нескольких минут каждый день! Читайте журнал, кулинарную книгу, роман, Библию ... что угодно! Но покажите ребенку, что чтение является тем, что даже взрослые должны делать. Если у вас сын, поделиться этой статьей с вашим мужем. Мальчики более склонны подражать отцу и для них важно видеть своих отцов читающими.
Как родители, мы считаем, что знаем, что именно наши дети должны делать, чтобы быть успешным, но мы часто не делаем этого сами, забывая, что дети учатся на примере.
Учим буквы в естественных условиях
Когда моей дочке было чуть больше года, я показывала ей буквы, с которых начиналось ее имя и имена всех членов семьи. С – это буква София (так зовут дочку), М – это буква мама, П – это буква папа, В – это буква Вита-сестричка. Очень скоро малышка запомнила эти буквы и отлично узнавала их в различных написаниях – на обложках книг, на вывесках магазинов… Впоследствии, на каждую букву была подобрана своя ассоциация – здесь нашлось место и именам друзей, бабушек и дедушек, и кличке любимого кота.
Зачастую, мы забываем, что ребенок есть ребенок и пытаемся его заставить учиться так, как учится взрослый, просто вдалбливая в его голову информацию и требуя правильных ответов. Детский ум очень гибок и, конечно, он способен запомнить алфавит простой зубрежкой, но это не самый эффективный метод. К тому же заставляя ребенка зазубривать, вы лишаете его самого главного – удовольствия от процесса познания, а значит можете навсегда отбить у него стремление к получению знаний и оставит родителям только удивляться, почему их ребенок не хочет учиться.
Ваш ребенок прекрасно выучит все буквы, изучая мир вокруг себя и задавая вопросы. Ваша задача – показать ему практическое применение того, что он изучает. Это на самом деле имеет реальный смысл и значение для вашего ребенка.
Задумайтесь! Неужели изучение алфавита имеет важное значение? Это, конечно, важно ... но метод, которому мы учим ребенка еще более важен! Всегда имейте в виду, что нашей конечной целью является воспитание ищущей, думающей, активной и творческой натуры, человека, который любит читать, а не бездумно запоминающей машины.