Духовное и нравственное воспитание школьников

Духовность и нравственность являются самыми важными и базисными характеристиками личности. Под духовностью подразумеваются ценности человека и его устремленность к избранным целям, под нравственностью – совокупность общих принципов поведения людей по отношению к обществу и друг к другу. Духовно-нравственное воспитание обучающихся лежит в основе всех их поступков, определяет их характер и систему ценностей, формирует облик их личности.
На сегодняшний день перед обществом очень остро стоит проблема духовного и нравственного воспитания школьников,педагоги пытаются заново понять, как можно привить современным детям духовно-нравственные ценности. В наше время на школьника обрушивается огромный массив информации: школа, СМИ, Интернет, кино – все это по большему счету размывает нравственные нормы и заставляет нас задуматься над проблемой эффективного духовно-нравственного воспитания своих детей.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Помимо семьи, большинство детей получают духовно-нравственное воспитание в детском саду и только потом идут в первый класс, где их продолжают воспитывать. У таких детей уже присутствует начальное представление о том, что правильно, а что неправильно, в них уже заложены навыки вежливого поведения. В школе у детей расширяется круг общения и обязанностей. Их основной деятельностью становится учеба. Им приходится заново учиться выстраивать отношения с учителями и одноклассниками. Основой духовного и нравственного воспитания школьников, а также их готовности добросовестно выполнять новые требования взрослых становится осознание важности новой для него деятельности и его психологическая готовность к обучению в школе.
Согласно словам многих психологов, именно в младших классах дети более восприимчивы к нравственному и эстетическому воспитанию, они лучше всего усваивают нравственные правила и нормы. В младших классах у школьника формируется так называемая «нравственная позиция», которая выражается тем, что в сознании ребенка нравственные нормы выделяются в отдельную систему, которой он старается постоянно придерживаться в разных ситуациях.
Методы духовно-нравственного воспитания
Духовно и нравственно воспитывая детей, следует учесть, что постепенно нравственные представления школьников изменяются от нравственного реализма, который характеризуется непоколебимым и твердым разделением всех поступков на хорошие и плохие, к нравственному релятивизму, который основан на понимании того, что в каждом поступке можно найти нравственное обоснование. Ребенок уже может учитывать намерения совершившего поступок.
В таком возрасте у ребенка, наряду с осознанием своего «Я», начинает складываться представление о «Я» окружающих его людей. Поэтому его важно учить думать о потребностях и переживаниях других людей, понимать их интересы.
Непосредственное влияние на успешность духовного и нравственного воспитания школьников лежит на преподавательском коллективе. Слово учителя является в этом отношении очень важным. Именно учитель, разбирая поведение реальных людей и персонажей в изучаемых произведениях, дает нравственную оценку их поступкам. Духовно-нравственное воспитание детей происходит на всех уроках без исключения. На духовно-нравственное воспитание обучающихся влияет не только содержание предмета, но и атмосфера, которая наблюдается в классе, сама личность учителя и методы, с помощью которых осуществляется обучение. Один из методов духовно-нравственного воспитания заключается в том, что учителям важно так организовать процесс деятельности детей в коллективе, чтобы он был пронизан высоконравственными отношениями. Важно дать ребенку то место в коллективе, которое соответствует его возможностям, но в то же время делает его незаменимым. Это поможет развиться чувству собственного достоинства и сформироваться адекватной самооценке у ребенка.