Духовно-нравственное воспитание в классе

images (18)

Сегодня дети школьного возраста переживают нелегкое время, которое обусловлено различными факторами современной жизни в политике, социальной и экономической сферах. В связи с этим становится все более актуальным проведение духовно-нравственного воспитания в классе, которое обычно проводится по программе, разрабатываемой каждым учебным заведением с учетом возраста детей и региона проживания.

Для реализации разработанной программы должны быть созданы необходимые условия, позволяющие в полной мере провести мероприятия, направленные на духовно-нравственное развитие, уважение к культурно-историческому наследию и воспитание в духе любви к Родине. Программа духовно-нравственного воспитания в классе реализуется совместно родителями, педагогами и представителями общественности и включает учебную, воспитательную, социально значимую и внеурочную деятельность учеников.

Основные причины деструкции в молодежной среде

Нравственность и духовность составляют основу личности и являются важнейшими ее характеристиками. Духовность – ценностная характеристика сознания, включающая в себя устремленность личности к избранным целям. Нравственность определяется совокупностью норм поведения людей в отношении друг к другу и обществу.

Многие исследователи выделяют следующие составляющие процесса, который привел к деструкции среди детей и подростков школьного возраста:

  • Становление демократичного общества, как правило, происходит стихийно. В эти переходные моменты наблюдается потеря ценностных приоритетов и нравственных устоев;
  • Сформированные в данный момент времени ценностные ориентации различаются по направленности;
  • Невозможность реализации ценностных ориентаций постепенно привела к дезинтеграции духовного образования молодежи;
  • Наблюдается усиление рассогласования систем образования и воспитания, что приводит к сочетанию противоположно направленных ценностных ориентиров и тенденций;
  • Наблюдается снижение роли семейного и школьного воспитания, поскольку в большинстве случаев педагоги не владеют необходимыми в данный момент методами и формами воспитания;
  • Все в большей степени получение образования приобретает прагматический оттенок.

Также положение усугубило и развитие интернета. С одной стороны, интернет открывает множество новых возможностей по получению знаний и лучшему пониманию современной картины мира. С другой – не имея сформированных ценностей, подросток теряется в изобилии получаемой информации, что приводит к усугублению нравственного дисбаланса. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание в классе сегодня достаточно актуально.

Духовно-нравственное воспитание в 1 классе

Духовно-нравственное воспитание – сложный и многогранный процесс, который охватывает педагогическое, социальное и духовное влияние. Как правило, воспитание полноценной личности начинается еще в начальных классах.

Для духовно-нравственного воспитания в 1 классе педагог должен разработать специальную программу, которая будет учитывать возраст и интересы детей. Для проведения этой работы используются различные методы – от тематических классных часов до посещения музеев.

Основная роль отводится педагогу, который должен обогатить педагогический процесс духовно-нравственным содержанием, уметь использовать разнообразные средства и приемы педагогического воздействия.

Основными направлениями духовно-нравственного воспитания в 1 классе должны быть:

  • Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к свободам, правам и обязанностям человека;
  • Этическое воспитание;
  • Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и собственному здоровью в целом;
  • Воспитание культурных традиций и ценностного отношения к прекрасному;
  • Воспитание трудолюбия, стремления к познанию истины, целеустремленности, творческого отношения к обучению и жизни в целом;
  • Воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде.

Духовно-нравственное воспитание с 5 класса

Для детей старшего возраста обычно составляется более насыщенная программа. Подростковый возраст характеризуется большей самостоятельностью и осмысленностью, поэтому для проведения работы по духовно-нравственному воспитанию с 5 класса особое внимание необходимо уделять роли педагога.

Педагог для воспитания духовных и нравственных ценностей, прежде всего, должен пользоваться авторитетом среди детей. При этом этот авторитет должен базироваться именно на личностных качествах:

  • Морально-волевые и эмоционально-нравственные качества – твердость в убеждениях, рассудительность, справедливость, терпеливость, достоинство, приветливость, эмоциональная отзывчивость, чуткость;
  • Мировоззренческие качества – патриотизм, любовь к детям, гуманизм.

Воспитание патриотизма и гражданственности должно быть направлено на формирование:

  • Представлений о политическом устройстве страны, ее символах (гербе, флаге и гимне), институтах гражданского общества;
  • Интереса к общественным явлениям;
  • Знаний истории страны и национальных героев;
  • Представлений о правах и обязанностях гражданина и возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • Ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • Уважительного отношения к родному языку;
  • Интереса к государственным праздникам.

Проводимая работа должна быть направлена на поощрение стремления активно участвовать в делах класса, школы и своего города. При этом духовно-нравственное воспитание в классе должно быть основано на воспитании нравственных чувств, в результате чего необходимо сформировать:

  • Умение различать хорошие и плохие поступки;
  • Первоначальные представления о базовых национальных ценностях;
  • Представление о роли религии в развитии страны и религиозной картине мира;
  • Представления о правилах поведения в образовательных учреждениях, дома, в общественных местах и на природе;
  • Уважительное отношение к родителям, людям пожилого возраста.

Безусловно, духовно-нравственное воспитание в классе должно проводиться одновременно с воспитанием в семье, где должны быть заложены базовые человеческие ценности. Именно на основе их можно говорить о более глубоком понимании необходимости уметь устанавливать дружеские взаимоотношения между сверстниками, основанные на взаимной поддержке. Также необходимо проводить работу, включающую оценку влияния на морально-психологическое состояние многих компьютерных игр.

В задачу педагога входит умение предложить здоровую альтернативу виртуальному миру компьютерных игр. Для этого необходимо создавать здоровую психологическую среду, в которой поощряется активный образ жизни, дух соревнований, интерес к прогулкам на природе.

В основе духовно-нравственного воспитания в классе должно лежать удовлетворение потребности каждого ученика в стремлении к гармоничному развитию, что приведет к развитию высоких нравственных ценностей, стойкой жизненной позиции и способности к созиданию.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: