Духовно-нравственное воспитание в классе

Сегодня дети школьного возраста переживают нелегкое время, которое обусловлено различными факторами современной жизни в политике, социальной и экономической сферах. В связи с этим становится все более актуальным проведение духовно-нравственного воспитания в классе, которое обычно проводится по программе, разрабатываемой каждым учебным заведением с учетом возраста детей и региона проживания.
Для реализации разработанной программы должны быть созданы необходимые условия, позволяющие в полной мере провести мероприятия, направленные на духовно-нравственное развитие, уважение к культурно-историческому наследию и воспитание в духе любви к Родине. Программа духовно-нравственного воспитания в классе реализуется совместно родителями, педагогами и представителями общественности и включает учебную, воспитательную, социально значимую и внеурочную деятельность учеников.
Основные причины деструкции в молодежной среде
Нравственность и духовность составляют основу личности и являются важнейшими ее характеристиками. Духовность – ценностная характеристика сознания, включающая в себя устремленность личности к избранным целям. Нравственность определяется совокупностью норм поведения людей в отношении друг к другу и обществу.
Многие исследователи выделяют следующие составляющие процесса, который привел к деструкции среди детей и подростков школьного возраста:
- Становление демократичного общества, как правило, происходит стихийно. В эти переходные моменты наблюдается потеря ценностных приоритетов и нравственных устоев;
- Сформированные в данный момент времени ценностные ориентации различаются по направленности;
- Невозможность реализации ценностных ориентаций постепенно привела к дезинтеграции духовного образования молодежи;
- Наблюдается усиление рассогласования систем образования и воспитания, что приводит к сочетанию противоположно направленных ценностных ориентиров и тенденций;
- Наблюдается снижение роли семейного и школьного воспитания, поскольку в большинстве случаев педагоги не владеют необходимыми в данный момент методами и формами воспитания;
- Все в большей степени получение образования приобретает прагматический оттенок.
Также положение усугубило и развитие интернета. С одной стороны, интернет открывает множество новых возможностей по получению знаний и лучшему пониманию современной картины мира. С другой – не имея сформированных ценностей, подросток теряется в изобилии получаемой информации, что приводит к усугублению нравственного дисбаланса. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание в классе сегодня достаточно актуально.
Духовно-нравственное воспитание в 1 классе
Духовно-нравственное воспитание – сложный и многогранный процесс, который охватывает педагогическое, социальное и духовное влияние. Как правило, воспитание полноценной личности начинается еще в начальных классах.
Для духовно-нравственного воспитания в 1 классе педагог должен разработать специальную программу, которая будет учитывать возраст и интересы детей. Для проведения этой работы используются различные методы – от тематических классных часов до посещения музеев.
Основная роль отводится педагогу, который должен обогатить педагогический процесс духовно-нравственным содержанием, уметь использовать разнообразные средства и приемы педагогического воздействия.
Основными направлениями духовно-нравственного воспитания в 1 классе должны быть:
- Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к свободам, правам и обязанностям человека;
- Этическое воспитание;
- Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и собственному здоровью в целом;
- Воспитание культурных традиций и ценностного отношения к прекрасному;
- Воспитание трудолюбия, стремления к познанию истины, целеустремленности, творческого отношения к обучению и жизни в целом;
- Воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде.
Духовно-нравственное воспитание с 5 класса
Для детей старшего возраста обычно составляется более насыщенная программа. Подростковый возраст характеризуется большей самостоятельностью и осмысленностью, поэтому для проведения работы по духовно-нравственному воспитанию с 5 класса особое внимание необходимо уделять роли педагога.
Педагог для воспитания духовных и нравственных ценностей, прежде всего, должен пользоваться авторитетом среди детей. При этом этот авторитет должен базироваться именно на личностных качествах:
- Морально-волевые и эмоционально-нравственные качества – твердость в убеждениях, рассудительность, справедливость, терпеливость, достоинство, приветливость, эмоциональная отзывчивость, чуткость;
- Мировоззренческие качества – патриотизм, любовь к детям, гуманизм.
Воспитание патриотизма и гражданственности должно быть направлено на формирование:
- Представлений о политическом устройстве страны, ее символах (гербе, флаге и гимне), институтах гражданского общества;
- Интереса к общественным явлениям;
- Знаний истории страны и национальных героев;
- Представлений о правах и обязанностях гражданина и возможностях участия граждан в общественном управлении;
- Ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- Уважительного отношения к родному языку;
- Интереса к государственным праздникам.
Проводимая работа должна быть направлена на поощрение стремления активно участвовать в делах класса, школы и своего города. При этом духовно-нравственное воспитание в классе должно быть основано на воспитании нравственных чувств, в результате чего необходимо сформировать:
- Умение различать хорошие и плохие поступки;
- Первоначальные представления о базовых национальных ценностях;
- Представление о роли религии в развитии страны и религиозной картине мира;
- Представления о правилах поведения в образовательных учреждениях, дома, в общественных местах и на природе;
- Уважительное отношение к родителям, людям пожилого возраста.
Безусловно, духовно-нравственное воспитание в классе должно проводиться одновременно с воспитанием в семье, где должны быть заложены базовые человеческие ценности. Именно на основе их можно говорить о более глубоком понимании необходимости уметь устанавливать дружеские взаимоотношения между сверстниками, основанные на взаимной поддержке. Также необходимо проводить работу, включающую оценку влияния на морально-психологическое состояние многих компьютерных игр.
В задачу педагога входит умение предложить здоровую альтернативу виртуальному миру компьютерных игр. Для этого необходимо создавать здоровую психологическую среду, в которой поощряется активный образ жизни, дух соревнований, интерес к прогулкам на природе.
В основе духовно-нравственного воспитания в классе должно лежать удовлетворение потребности каждого ученика в стремлении к гармоничному развитию, что приведет к развитию высоких нравственных ценностей, стойкой жизненной позиции и способности к созиданию.