День учителя – повод для дискуссии

5 октября, день учителя, — прежде всего, государственный праздник, потому что учитель был и остается государственным служащим. Он одним из первых ощущает на себе любые перемены и изменения в стране и обществе. И дело не только в том, что учитель непосредственно общается с детьми и родителями. Он, как человек зависимый, вынужден постоянно соответствовать спускаемым сверху требованиям.
Будучи одной из самых консервативных структур государства, школа является как самым защищенным, так и самым незащищенным местом работы. С одной стороны, стабильная нагрузка на целый год, понятная, привычная работа, а с другой стороны, неожиданная сверхурочная работа, с каждым годом увеличивающийся объем совершенно бессмысленной документации, какие-то странные проверки, сменяющие друг друга с завидной регулярностью.
Бесконечный контроль отовсюду поглощает и нервирует школу. Опосредованно или напрямую он губит и учителя. Превращает его в безропотного исполнителя государственной воли, зависимого и молчаливого. И учительство, к сожалению, зависимо и молчаливо. И когда его используют как массовку на спортивных мероприятиях, и когда бессовестно привлекают к выборам, и когда навязывают в виде эксперимента новые программы, новые предметы.
Учителя не бунтуют, не возмущаются, а тихо и усердно тащат на себе ту ношу, которую на них взвалят. Своеобразное бремя государственности. Впрочем, одни ли они такие?
Кто такие современные российские учителя? Прежде всего, это люди, которые всячески пытаются выжить. Да, деньги в школы приходят регулярно, но какие это деньги? Хочешь приемлемой зарплаты? Бери большую нагрузку. И тут уже не до творчества, не до личного совершенствования и развития. Хорошо, если такая нагрузка есть. А если ее нет?
В Москве впервые за много лет сложно устроиться учителем. Безусловно, это плюс для сферы образования — конкуренция никогда не бывает лишней. Но откуда вдруг столько учителей? По своему опыту скажу: едут из других регионов. У меня много знакомых молодых учителей из Тулы, Саранска, Волгограда, Саратова, Челябинска, других городов, где зарплата учителя настолько минимальна, что сравнима с московскими коммунальными платежами. И даже на такую зарплату не устроишься! Много пенсионеров, которые тоже хотят жить. Они работают до последнего — обвинять их в этом язык не поворачивается. Да и как можно, многие, действительно, преданы профессии.
Знакомая из Калуги, учительница русского языка, попробовала устроиться в местную школу. Ее должность была занята, зато ей с радостью предложили вакансию... учителя музыки и английского языка!
Поэтому-то учитель молчалив, безропотен. Часто это урокодатель не от хорошей жизни. Часто хороший человек, любящий детей, имеющий с ними контакт, но не в силах поднять головы от тетрадок и пойти в театр или прочитать книгу.
Я не знаю, какой тут может быть выход. Конечно, недавние слова министра Фурсенко о 200 тыс. «лишних» учителях звучат шокирующее, но, возможно, это правда жизни. Российская школа впервые в своей истории столкнулась с ситуацией резкой конкуренции. Да, ситуация сложилась стихийно. Да, связана она не с увеличением уровня педагогов, а с демографической ямой, но она есть. И данную ситуацию надо оценивать как факт, пусть и прискорбный.
По закону рынка должны остаться наиболее профессиональные учителя, способные повышать квалификацию, писать статьи, читать дополнительную литературу, давать открытые уроки. Вот только кто будет судить о степени профессионализма? Чиновники? Представители до неприличия раздутых департаментов и прочих околошкольных ведомств?
Получается странная и вновь неприглядная для школы картина. Безмолвный учитель в условиях ужесточения конкуренции оказывается невольным заложником спускаемых сверху реформ и контролирующих органов. Этакий чиновник низшего звена, зависящий от чиновника высшего звена. И опять у учителя нет альтернативы при прохождении сертификации, его никто не спрашивает при принятии системы разрядов, даже не интересуется его мнением, принимая новый закон РФ об образовании. Все реформы в школу идут исключительно сверху.