Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии.

imgpreview (51)

Сейчас одной из приоритетных задач школы является реализация на практике личностно-ориентированного подхода в образовании. Его суть заключается в том, чтобы рассматривать ученика в системе образования не средством, а целью образования, то есть он должен стать субъектом обучения, воспитания и развития, а каждое занятие должно обеспечивать максимальное развитие личности. Постоянный перевод ученика из зоны его актуального развития в зону ближайшего развития является основным критерием эффективности занятий с учеником. В этом переводе с низкого на высокий уровень развития и заключается главное назначение педагогического процесса. Итак, личностно-ориентированная технология-это такой способ организации процесса, который «запускает» внутренние механизмы развития личности.

 

Главным принципом преподавания биологии является формирование математического мышления, самостоятельности суждений, навыков и умений практического применения приобретенных знаний в общественных интересах. Важное значение имеет развитие склонностей и способностей учащихся, воспитание у них настойчивости в достижении цели, выработка самооценки.

Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно предлагать учащимся с первых уроков. Это стимулирует учащихся тщательно готовиться к каждому уроку, способствует быстрому усвоению биологической символики, терминологии, выработке навыков написания схем, опорных-конспектов и т.д.. Согласно цели, которой хочет достичь учитель, биологические диктанты делятся на:

- тренировочные;

- контрольные;

- закрепляющие;

- систематизационный.

Их можно использовать на следующих этапах урока:

1) в начале урока:

- для формирования определенных навыков;

- для осуществления оперативного контроля усвоения учащимися учебного материала;

2) перед объяснением нового материала с целью актуализации определенных знаний;

3) после объяснения нового материала с целью его закрепления и систематизации.

По форме написания биологические диктанты делятся на:

1) выборочные (графические);

2) фразеологические;

3) формульные;

4) терминологический;

5) шифрованный;

6) логические.

Контрольный диктант может быть предложен в нескольких вариантах. Оценив всех учеников, учитель выставляет оценки в классный журнал. Если диктант закрепляющий, т.е. выполняется после объяснения учителем новой темы, учащиеся сами оценивают свою работу. Для этого учитель знакомит школьников с критериями оценки и с помощью проектора проецирует на экран или рисует на доске схемы с правильными ответами. Оценок в этом случае в журнал не выставляют. Рассмотрим каждый из этих типов диктантов.

Выборочный (графический) диктант

Учитель читает утверждение. Если ученик согласен с ним, он отвечает «да», а если не согласен - «нет». Например:

1. Орган слуха у человека состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха. (да)

З. На границы между наружным и средним ухом находится барабанная перепонка. (да)

8. Сверху ушной раковины содержится мочка уха. (нет)

и т.д.

Фразеологический диктант

Учитель зачитывает текст (определение, утверждение, предположение). Задача учащихся - написать пропущенные в тексте слова или закончить.

Подчеркните правильные утверждения.

1. В процессе эмбрионального развития в кишечнополостных закладывается два зародышевых листка.

2. У всех кишечнополостных наблюдают две жизненные формы: полипы и медузы.

3. Полипы размножаются вегетативно и т.д.

Впишите пропущенные слова:

В вдоль спинной части тела ланцетника размещена _____, которая выполняет роль___. В одних позвоночных она сохраняется на всю жизнь, а в других только _______. Центральная часть нервной системы размещена на ______, а кишечник на _______ части тела. Кровеносная система _____ и образована из ____. Органы дыхания ______

Подчеркните правильные ответы.

1. Хорда похожа на: полую трубку упругий стержень; цепочку.

3. Кровеносная системы хордовых: замкнутая; незамкнутая; отсутствует.

4. Органы выделения размещены в груди; брюшке; глотке.

5. В каком органе происходит газообмен: трахеях; легких; жаберных щелях.

Терминологический диктант

Такие диктанты в основном имеют тренировочный характер. Ученики пишут диктанты в течение 5 - 6 уроков, при этом оценивается работа только одного-двух школьников, которые работают у доски. Исполнение 6 - 7-го диктантов оценивается фронтально.

Логический диктант

По представленному образцу учащиеся создают логические цепочки. При выполнении такой работы они не просто воспроизводят полученные знания, но и предсказывают свойства соединений, демонстрируют понимание генетических связей между процессами.

Шифрованный диктант.

В тетради записать слова-ответы:

1) хрусталик

2) зрительный нерв

3) сетчатка

4) белковая оболочка и роговица

5) рецептор

6) радужная оболочка

7) зрачок

8) сосудистая оболочка

9) стекловидное тело

10) зрительная зона коры головного мозга

Учитель диктует задачи и предлагает выбрать правильные ответы:

1. Проводит возбуждение в мозг ...(4)

2. Место образования изображения предмета ...(3)

и т.д.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: