Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии.

Сейчас одной из приоритетных задач школы является реализация на практике личностно-ориентированного подхода в образовании. Его суть заключается в том, чтобы рассматривать ученика в системе образования не средством, а целью образования, то есть он должен стать субъектом обучения, воспитания и развития, а каждое занятие должно обеспечивать максимальное развитие личности. Постоянный перевод ученика из зоны его актуального развития в зону ближайшего развития является основным критерием эффективности занятий с учеником. В этом переводе с низкого на высокий уровень развития и заключается главное назначение педагогического процесса. Итак, личностно-ориентированная технология-это такой способ организации процесса, который «запускает» внутренние механизмы развития личности.
Главным принципом преподавания биологии является формирование математического мышления, самостоятельности суждений, навыков и умений практического применения приобретенных знаний в общественных интересах. Важное значение имеет развитие склонностей и способностей учащихся, воспитание у них настойчивости в достижении цели, выработка самооценки.
Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно предлагать учащимся с первых уроков. Это стимулирует учащихся тщательно готовиться к каждому уроку, способствует быстрому усвоению биологической символики, терминологии, выработке навыков написания схем, опорных-конспектов и т.д.. Согласно цели, которой хочет достичь учитель, биологические диктанты делятся на:
- тренировочные;
- контрольные;
- закрепляющие;
- систематизационный.
Их можно использовать на следующих этапах урока:
1) в начале урока:
- для формирования определенных навыков;
- для осуществления оперативного контроля усвоения учащимися учебного материала;
2) перед объяснением нового материала с целью актуализации определенных знаний;
3) после объяснения нового материала с целью его закрепления и систематизации.
По форме написания биологические диктанты делятся на:
1) выборочные (графические);
2) фразеологические;
3) формульные;
4) терминологический;
5) шифрованный;
6) логические.
Контрольный диктант может быть предложен в нескольких вариантах. Оценив всех учеников, учитель выставляет оценки в классный журнал. Если диктант закрепляющий, т.е. выполняется после объяснения учителем новой темы, учащиеся сами оценивают свою работу. Для этого учитель знакомит школьников с критериями оценки и с помощью проектора проецирует на экран или рисует на доске схемы с правильными ответами. Оценок в этом случае в журнал не выставляют. Рассмотрим каждый из этих типов диктантов.
Выборочный (графический) диктант
Учитель читает утверждение. Если ученик согласен с ним, он отвечает «да», а если не согласен - «нет». Например:
1. Орган слуха у человека состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха. (да)
З. На границы между наружным и средним ухом находится барабанная перепонка. (да)
8. Сверху ушной раковины содержится мочка уха. (нет)
и т.д.
Фразеологический диктант
Учитель зачитывает текст (определение, утверждение, предположение). Задача учащихся - написать пропущенные в тексте слова или закончить.
Подчеркните правильные утверждения.
1. В процессе эмбрионального развития в кишечнополостных закладывается два зародышевых листка.
2. У всех кишечнополостных наблюдают две жизненные формы: полипы и медузы.
3. Полипы размножаются вегетативно и т.д.
Впишите пропущенные слова:
В вдоль спинной части тела ланцетника размещена _____, которая выполняет роль___. В одних позвоночных она сохраняется на всю жизнь, а в других только _______. Центральная часть нервной системы размещена на ______, а кишечник на _______ части тела. Кровеносная система _____ и образована из ____. Органы дыхания ______
Подчеркните правильные ответы.
1. Хорда похожа на: полую трубку упругий стержень; цепочку.
3. Кровеносная системы хордовых: замкнутая; незамкнутая; отсутствует.
4. Органы выделения размещены в груди; брюшке; глотке.
5. В каком органе происходит газообмен: трахеях; легких; жаберных щелях.
Терминологический диктант
Такие диктанты в основном имеют тренировочный характер. Ученики пишут диктанты в течение 5 - 6 уроков, при этом оценивается работа только одного-двух школьников, которые работают у доски. Исполнение 6 - 7-го диктантов оценивается фронтально.
Логический диктант
По представленному образцу учащиеся создают логические цепочки. При выполнении такой работы они не просто воспроизводят полученные знания, но и предсказывают свойства соединений, демонстрируют понимание генетических связей между процессами.
Шифрованный диктант.
В тетради записать слова-ответы:
1) хрусталик
2) зрительный нерв
3) сетчатка
4) белковая оболочка и роговица
5) рецептор
6) радужная оболочка
7) зрачок
сосудистая оболочка
9) стекловидное тело
10) зрительная зона коры головного мозга
Учитель диктует задачи и предлагает выбрать правильные ответы:
1. Проводит возбуждение в мозг ...(4)
2. Место образования изображения предмета ...(3)
и т.д.